Послание Законодательному Собранию о социально-экономическом положении Кировской области на 2013 год

29 апреля 2013

Документ в эл.виде (doc., 204 KБ., 29 стр.)

Уважаемые коллеги, депутаты Законодательного собрания, главы органов местного самоуправления, приглашенные!

Очередное послание о социально-экономическом развитии Кировской области я представляю в фактически завершающий год первого срока полномочий на посту главы региона. Это время подвести определенные итоги и обозначить задачи на перспективу. Я всегда говорил и повторяю – у нашей команды есть стратегическое видение и понимание развития нашей области как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Есть понимание и есть силы, чтобы реализовать все эти начинания.

Конечно, нерешенных задач еще много, но я убежден, что нашей командой создан хороший задел во всех сферах, и на основе этого задела можно и нужно продолжать эффективную работу по обеспечению социально-экономического развития региона.

В своем выступлении я остановлюсь на ключевых для Кировской области темах, которые в полной мере отвечают приоритетам государственной политики Российской Федерации.

Президент России Владимир Владимирович Путин в своем послании к Федеральному Собранию в декабре 2012 года акцентировал внимание на том, что наша первостепенная задача – создать богатую и благополучную Россию.

Это означает, что в каждом регионе, каждом муниципальном образовании должны активно развиваться экономика, социальная сфера, система управления. Благополучие государства, общества - это благополучие каждого конкретного человека, каждой семьи. Мы должны создать условия для того, чтобы и люди старшего поколения, десятки лет отдавшие труду на благо родного края, жили достойно; и молодежь имела возможность реализовать свои силы, знания именно на родной земле, создавать здесь семьи, растить детей, давать им качественное образование.

Безусловно, мы должны сделать всё,  чтобы повысить качество жизни наших жителей. Одновременно, мы должны объяснять все наши шаги,  слушать  и слышать ответную реакцию. Поручаю всем членам Правительства активнее работать в районах области. Я лично до конца года объеду все муниципальные образования Кировской области и в каждом проведу открытую встречу с жителями.

Я уже говорил, нерешенных проблем в области хватает. Наших жителей беспокоит уровень собственных доходов и цен, рост коммунальных тарифов и качество соответствующих услуг, вопросы охраны материнства и детства, доступность медицинской помощи, тема жилья. Исходя из тех проблем, которые наиболее значимы для жителей и формируются приоритеты нашей политики.

Обо всём этом я скажу подробнее сегодня в Послании. О том, что мы делаем и будем делать для обеспечения роста заработных плат, улучшения демографической ситуации, повышения качества работы системы здравоохранения, помощи многодетным семьям и работой с детьми-сиротами, увеличения количества мест в детских садах. Ключевой темой для нас является увеличение темпов строительства и повышение доступности жилья. В экономике наряду с поддержкой традиционных отраслей, мы будем уделять внимание новым для региона направлениям. Нам необходимо добиться повышения качества и объема дорожных работ, жесткого контроля над сферой ЖКХ, увеличения темпов газификации.

Думаю, все здесь присутствующие в целом владеют информацией о социально-экономическом развитии области – региональное Правительство регулярно представляет отчеты о состоянии дел в разных сферах. А на очередном майском заседании Законодательного собрания я выступлю с отчетом о работе Правительства региона за 2012-й год. В отчете, соответственно, будет больше цифр, будет возможность задать интересующие вопросы.

Поэтому сегодня остановлюсь лишь на определяющих моментах. Напомню, что по оценке Правительства Российской Федерации органы исполнительной власти Кировской области впервые вошли по эффективности своей работы в число 20 лучших по стране, заняв 13-е место. А по динамике развития мы заняли второе место среди всех субъектов нашей страны. Это действительно достойные показатели.

В 2012 году нам удалось добиться ощутимого роста инвестиций – индекс их физического объема в основной капитал составил 116% к уровню предыдущего года - это на 6 процентных пунктов выше, чем в среднем по России.
А объем инвестиций в обрабатывающие производства  составил 160 процентов к уровню 2011 года. И сегодня можно констатировать, что за последние три года по показателям развития в этом ведущем секторе экономики наш регион вышел на докризисные объёмы, по динамике опередив среднероссийские показатели.
Рост связан, во-первых, со стабилизацией экономической ситуации, а во-вторых, с увеличением инвестиционной активности в регионе, повышением интереса потенциальных инвесторов к Кировской области.
Хороший результат показала строительная отрасль: индекс физического объема работ достиг 111%, что превышает среднероссийский показатель на 9 процентных пунктов. В том числе рост зафиксирован в сфере индивидуального жилищного строительства.

Конечно, все мы понимаем, что перечисленные экономические показатели и задачи должны служить одной цели – улучшению качества жизни населения, созданию полноценной жизненной перспективы для нынешних и будущих поколений.
В своем прошлогоднем послании я говорил о том, что оценка динамики развития человеческого потенциала и человеческого капитала региона должна основываться в том числе на показателе численности населения, а в части роста экономического потенциала – размера фонда оплаты труда. И это должно оставаться приоритетом в ближайшие годы.
За минувший год нам удалось продвинуться в этих направлениях.

Если говорить о размере фонда оплаты труда, - среднедушевые денежные доходы населения в 2012-м увеличились на 13,6% (напомню, что по итогам 2011 года рост был меньше – 9,5%) и сложились в размере около 16 700 рублей (в 2011 – 14500 руб.).
По темпу роста этого показателя мы опережаем среднероссийский уровень: если по стране среднедушевые денежные доходы за последние 5 лет (к уровню 2008 года) выросли на 53%, то в Кировской области – на 60%. Хотя в абсолютном (денежном) выражении мы пока отстаем от среднероссийских параметров.
Огромная работа в плане повышения уровня оплаты труда проводилась и будет проводиться нам в рамках реализации майских указов Президента страны. Напомню, Президентом страны Владимиром Владимировичем Путиным 7 мая 2012-го года был подписан ряд указов, ставящих задачи по всем ключевым сферам развития страны. Одной из основных составляющих этих Указов является работа по повышению доходов наших граждан. Это действительно сложная задача, особенно, с учетом возможностей нашего региона. Но мы не имеем никакого права не выполнить ее. И нам удалось сдвинуть с мертвой точки проблему недостаточного уровня заработной платы среди самых массовых категорий работников бюджетной сферы – врачей и учителей.
В начале 2011 г. средняя зарплата учителей школ составляла чуть более 9 тыс. рублей. К концу 2012 г. она выросла на 70 проц. и составила 15,5 тыс. рублей.
В сфере медицины по различным категориям рост зарплаты - от 25 до 65%. Безусловно, нам еще есть куда расти. Но прогресс уже очевиден, и эта работа должна остаться в числе приоритетов Правительства Кировской области.
С 1 февраля 2013 года уже повышены базовые оклады медицинских работников лечебно-профилактических учреждений, финансируемых за счет средств обязательного медицинского страхования, а с 1 июля 2013 год повышение произойдет для медицинских работников учреждений здравоохранения, финансируемых за счет средств областного бюджета.
В сфере культуры в 2013 году соотношение средней заработной платы по отрасли к средней заработной платы по экономике должно составить не менее 60%. Мы понимаем, что это пока недостаточный уровень. Но уже больше чем было запланировано изначально – о наращивании темпов повышения зарплат мы договорились с министром культуры РФ Владимиром Мединским. А работа в части улучшения материальной обеспеченности работников культуры будет вестись в постоянном режиме.
Мы приложим все усилия для того, чтобы обеспечить досрочное выполнение Указов Президента. У нас в регионе работает комиссия по мониторингу достижения целевых показателей развитие региона. Поручаю ее председателю Дмитрию Матвееву активно вести ее работу, представить на утверждение мне и на обсуждение общественности информацию о текущем положении и предложения по повышению эффективности работы в этой сфере.

Показатель рождаемости – один из ключевых критериев - по сравнению с уровнем 2008 года вырос на 13,3% и составил в 2012 году 12,7 на 1 тыс. населения. Темп роста рождаемости за эти годы в нашем регионе выше, чем в среднем по России, где рождаемость за тот же период выросла на 9,9%.
Показатель общей смертности населения также имеет тенденцию к снижению, в 2012 год - 15,6 на 1 тыс. человек, что ниже уровня 2008 года на 9% но должен отметить, что пока эти цифры превышают среднероссийские (13,3 человека на 1 тыс. населения).
В целом же естественная убыль населения в 2012 году уменьшилась по сравнению с 2008 более чем в 2 раза, причем показатель 2012 года - 2,8 на 1000 жителей является самым низким за последние 20 лет.
Мы прекрасно понимаем, что высокая общая смертность обусловлена значительной долей возрастного населения в области и для снижения смертности мы должны прикладывать двойные и даже тройные усилия, но я считаю, что мы должны приложить все усилия, и я ставлю задачу перед Правительством, перед муниципальными органами власти к 2015-му году выйти на естественный прирост населения, то есть, показатели рождаемости должны превысить показатели смертности.
Также с целью повышения рождаемости поручаю всем главам муниципальных образований усилить планомерную работу по снижению уровня абортов, особенно у молодых женщин; а департаменту здравоохранения в ближайшие 3 года ликвидировать очередность бесплодных пар на проведение процедуры экстракорпорального оплодотворения.

На характер демографической динамики оказывает влияние целый комплекс факторов – это и состояние здоровья населения, и материальный достаток, и обеспеченность работой, жильем, социальной инфраструктурой. Одним словом, - качество жизни, которое как раз и формируется на основе практически всего спектра ключевых направлений социально-экономического развития региона.
Первое из них - повышение доступности медицинской помощи. Ни для кого не секрет, что эта тема на протяжении последнего времени является актуальной и злободневной для населения региона. К сожалению, в теме хватает спекуляций, но то, что она продолжает оставаться в центре общественного внимания свидетельствует о том, что Правительству необходимо продолжать совершенствовать и свою работу, и работу медицинских учреждений. Для нас безусловным приоритетом должно быть качество медицинского обслуживании, возможность каждого жителя региона своевременно получать всю необходимую и гарантированную государством помощь.
Мы констатируем, что за последние годы в сфере охраны здоровья и демографического развития региона прослеживаются положительные тенденции.
Сокращается смертность от заболеваний, которые занимают существенную долю в структуре летальности: болезни системы кровообращения, онкология, внешние причины, туберкулез.
Такой сдвиг стал результатом реализации комплекса мероприятий в рамках Программы модернизации здравоохранения Кировской области, приоритетного национального проекта «Здоровье».  У нас сформирована трехуровневая система оказания медицинской помощи, открыта сеть сосудистых центров, которая будет увеличиваться в ближайшие 3 года,  расширяется работа онкологических кабинетов и кабинетов медицинской профилактики.
Продолжается развитие института врачей общей практики. На сегодня в регионе работают 162 специалиста этого профиля.
При этом, несмотря на позитивные тенденции в демографических показателях, мы должны работать и над повышением удовлетворенности населения качеством и доступностью медицинской помощи. Данный показатель хоть и повысился с 21% в 2008 году до 29,6% в 2012, остается ниже среднероссийских цифр (36%). Поэтому ставлю задачу перед Правительством области, добиться в ближайшие 3 года показателя удовлетворенности населения медицинской помощью не менее чем в 50%.
Вопросы доступности мы будем решать и путем обновления автопарка скорой медицинской помощи, строительства в этом году 65 модульных фельдшерско-акушерских пунктов и 7 офисов врачей общей практики в 30 муниципальных образованиях Кировской области, активного применения передвижных диагностических комплексов и других направлений работы.
Отдельно хочу отметить, что для удобства населения, максимально полного охвата квалифицированной медицинской помощью наиболее востребованные подразделения поликлиник Кировской области, в том числе лаборатории и диагностические отделения, до конца 2013 года должны быть переведены на  шестидневный режим работы. Эта работа уже ведется, уже получает положительные отклики, и департамент здравоохранения должен завершить ее в этом году.
С учетом того, что по общепризнанным оценкам системой здравоохранения определяется только 20% здоровья человека, большое внимание должно быть уделено проведению профилактической и разъяснительной работы во всех возрастных группах с целью популяризации здорового образа жизни. В настоящее время в регионе функционирует уже 31 кабинет медицинской профилактики. В ближайшей перспективе такие кабинеты должны появиться во всех амбулаторно-поликлинических учреждениях.
Формирование бережного отношения к своему здоровью, здоровое питание должны стать частью повседневной культуры жителей Кировской области. Необходимо продолжить и борьбу с алкоголизацией населения, с наркоманией. Эта тема не утрачивает своей актуальности – и здесь мы и сами готовы продолжать целенаправленную работу, и всячески поддерживаем соответствующий курс руководства Управления внутренних дел по Кировской области и Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков. 
Развитие системы здравоохранения, как и любой другой отрасли, невозможно без проведения грамотной кадровой политики, направленной на привлечение молодых квалифицированных специалистов.
Весь комплекс мероприятий в области кадровой политики здравоохранения необходимо продолжать, развивая такие направления, как контрактно-целевая подготовка, реализация программ непрерывного профессионального развития, стимулирование медицинских работников на получение дополнительных специальностей, обеспечение жильем и мерами соцподдержки.
Необходимо отметить, что значительный вклад в смертность населения вносит отсутствие адекватного обеспечения лекарствами на амбулаторном этапе больных сердечно-сосудистыми заболеваниями, не входящих в льготные категории. В результате чего все большее распространение получает «самолечение», а это, в свою очередь, приводит к затруднению ранней диагностики заболеваний и росту числа осложнений. На сегодня, например, из всех пациентов,  страдающих артериальной гипертонией, активно, по предписаниям специалистов, лечатся только чуть более 20%. Между тем летальность от болезней системы кровообращения занимает 1 место в структуре смертности.
Проще говоря, многие граждане, даже страдая от заболеваний, предпочитают либо не обращаться к врачу, либо не проходят назначенные курсы лечения, в том числе, и из-за стоимости лекарственных препаратов.  Изменение такой ситуации возможно путем введения программы всеобщего обязательного лекарственного обеспечения, присутствующего в здравоохранении практически всех развитых стран  мира.
С текущего года в  г. Слободском  и Слободском районе  мы дали старт пилотному проекту  по лекарственному обеспечению граждан, страдающих отдельными заболеваниями системы кровообращения
В ближайшее время пилотный проект планируется  распространить  на  Белохолуницкий район. В случае, если проект будет востребован населением, а его реализация даст положительный результат, географические рамки проекта должны быть расширены и в течение 3-х лет охватить всю территорию региона.

Еще одно направление, непосредственно влияющее на демографическую ситуацию, - всесторонняя поддержка многодетных семей.
В последние годы количество многодетных семей в Кировской области увеличивается: если в 2009 году у нас таких семей было около 5 тысяч (и в них воспитывалось 16 тысяч детей), то сегодня это 6 тысяч 338 семей (в которых 20,5 тысяч детей).  То есть рост – почти 30%. Это, безусловно, радует.
Однако не секрет, что пока, к сожалению, многие многодетные семьи не могут похвастаться высоким уровнем достатка. Наш общий долг и наша общая обязанность оказывать всестороннюю поддержку многодетным семьям.
В Кировской области разработан и реализуется комплекс мер социальной помощи многодетным родителям. Такую помощь сегодня получают  5750 семей, а это почти 19 тысяч детей.
В числе ключевых мер поддержки - предоставление регионального материнского капитала, ежемесячные выплаты на 3-го ребенка в размере прожиточного минимума до 3 лет.
Напомню, что обратиться с заявлением о получении регионального материнского капитала стало возможным с 1 января этого года. И уже более 350 заявителей воспользовались этим правом, в том числе, 24 обращения за получением капитала на пятого и последующих детей.
В рамках выполнения поручения Президента страны в Кировской области предусмотрена ежемесячная выплата многодетным семьям, где среднедушевой доход на одного человека не превышает 14 тыс. рублей. Размер выплаты в 2013 году составляет 5817 рублей. И суммы среднедушевого дохода, и размер выплаты будут индексироваться.
Одной из основных мер поддержки является предоставление земельных участков. По итогам 2012-го наш регион в части реализации этих мер был назван Министерством регионального развития в числе лучших в России.
Еще один новый проект, направленный на поддержку многодетных семей, уже разрабатывается в Правительстве и я поручаю обеспечить его запуск в этом году. Речь идет о выделении целевых денежных средств  на приобретение продуктов питания местных товаропроизводителей. Пока проект стартует в пилотном режиме на территории г. Кирова. В случае его востребованности и эффективности он будет тиражирован на всю территорию области.
Этот проект станет не только еще одной действенной мерой поддержки многодетных семей, но и одновременно должен укрепить позиции наших товаропроизводителей и поднять уровень потребления качественных вятских продуктов питания.

В 2013 году и в ближайшей перспективе мы должны обеспечить своевременное выполнение всех обязательств перед многодетными семьями, как и всеми категориями граждан, нуждающимися в поддержке государства, а также разработать комплекс новых, возможно, более действенных и эффективных мер социальной помощи.

 Следующее направление, без реализации которого невозможно говорить о благополучии общества, о воспитании счастливого, полноценного поколения, - это устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи. И одна из основных задач, общих для органов власти, институтов гражданского общества, - профилактика социального сиротства.
В настоящее время  в Кировской области более 5 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. К счастью, нам удается добиваться постоянного снижения этой пока еще очень большой цифры При этом, сегодня никому уже не надо объяснять, что ни самый хороший детский дом, ни самые квалифицированные и добрые педагоги не могут заменить ребенку отца и мать, семейный уют, возможность ежедневного общения с близкими людьми.
Наиболее распространенной формой семейного устройства в регионе остается опека (попечительство), на долю которой приходится 51% всех случаев устройства детей.
При этом ежегодно снижается количество возвратов детей из приёмных семей: если в 2011 году расторгнуто 16 договоров с приёмными родителями, то в 2012 – 8, то есть в два раза меньше.  Все возвращенные дети переустроены в семьи граждан.
Это стало результатом последовательной работы по развитию семейного жизнеустройства детей-сирот в Кировской области.
У нас создан и работает «Центр усыновления, опеки и попечительства», основное направление деятельности которого – ведение комплексной (психолого-педагогической, медико-социальной, правовой) подготовки граждан, выразивших желание принять в свою семью ребенка. К сожалению, пока работа Центра усыновления не в полной мере охватывает территорию области. Считаю необходимым и поручаю департаменту образования обеспечить создание мобильных групп специалистов центра, которые вели бы планомерную работу в муниципальных районах.
Введен также дополнительный вариант прохождения родительской подготовки – вечерняя группа.
Приемным семьям предоставляется материальная поддержка – в частности,  единовременная выплата в размере 50 тыс. рублей на каждого усыновленного ребенка, с 1 января 2013 года увеличены до  прожиточного минимума ежемесячные денежные выплаты детям, находящимся под опекой, в приемной семье.
Благодаря всем этим мерам за последние 3 года в Кировской области существенно снизилась численность детей, находящихся в детских домах и школах-интернатах, что позволило провести реорганизацию семи таких учреждений.
Политика развития семейного жизнеустройства детей-сирот,  закрытия сиротских учреждений, наращивание финансового обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей, должна получить дальнейшее развитие. Прежде всего за счет решения проблем, существующих в этой сфере.
Так, к сожалению, муниципальные образования не проявляют активности по передаче детей-сирот на усыновление как самую надёжную для ребёнка форму семейного устройства. В 29 районах области  ни один ребёнок в 2012 году не передан на усыновление.
В связи с этим отраслевым органам исполнительной власти поручаю:
- Проработать вопрос об увеличении  размера регионального единовременного пособия именно при усыновлении детей, а также об увеличении размера вознаграждения приёмным родителям, о введении мер социальной поддержки для приёмных и опекунских семей.
- разработать дополнительные меры поддержки усыновителей и приемных родителей


Четвертое. Решение проблемы дефицита мест в детских садах.
За минувший год благодаря предпринятым мерам (строительство новых детских садов, реконструкция и капитальный ремонт уже существующих зданий, дотации муниципальным образованиям из областного бюджета) нам удалось существенно изменить ситуацию. Было создано более 3500 дополнительных мест. Всего же за последние полтора года в детских дошкольных учреждениях дополнительно появилось более 5 тыс. мест.
Охват детей  в возрасте от  3 лет до 7 лет составил  96,9% и этот показатель постоянно растет. По состоянию на 1 апреля 2013-го года очередность детей старше трех лет отсутствует в 14 муниципальных образованиях. Наша цель – полная ликвидация этой очереди.
В 2013 году  планируется введение еще почти 1200 мест, в 2014 году – не менее 860 мест.
Для полного и эффективного решения проблемы доступности дошкольного образования необходимо тщательно проработать и предпринять меры, направленные на развитие соответствующей инфраструктуры.
Речь идет о строительстве новых и реконструкции, капитальном ремонте существующих зданий дошкольных образовательных учреждений, с привлечением малого и среднего бизнеса; о формировании инфраструктуры поддержки индивидуальных предпринимателей, в том числе финансовой (за счет программ финансирования малого и среднего предпринимательства) и имущественной (передача муниципальных помещений субъектам малого и среднего предпринимательства на условиях предоставления льгот по арендной плате, установка долгосрочных сроков аренды); о заключении договоров с застройщиками муниципального жилья на использование площадей первых этажей зданий под дошкольные учреждения; о более активном использовании механизма частно-государственного партнерства по созданию дополнительных мест в детсадах; о развитии вариативных форм дошкольного образования.
Здесь хотелось бы отметить, что с застройщиками новых микрорайонов в обязательном порядке необходимо прорабатывать вопросы не только выделения помещений под дошкольные учреждения, но и для размещения отделений врачей общей практики – это гораздо эффективнее строительства новых поликлиник и удобнее для населения.

В прошлом году мы провели исследование на предмет мотивации семей к рождению ребенка. Были опрошены более трех тысяч женщин, находящихся в роддомах. Им задавались  вопросы, так или иначе связанные с материальным благополучием, моральной и психологической готовностью к этому шагу.
На вопрос «Удовлетворены ли Вы своими жилищными условиями?» более двух третей респонденток ответили, что вполне либо в значительной мере удовлетворены. То есть можно сделать вывод, что наличие жилья - один из основных факторов, имеющих для молодых семей принципиальное значение в принятии решения о рождении ребенка.
Не случайно и Президент РФ В.В. Путин обозначает решение этого вопроса в ряду первостепенных, в том числе в части разработки программ льготной аренды жилья.
В Кировской области такая программа – «Служебное жилье» - уже действует довольно успешно. В аренду переданы десятки квартир в Кирове, Вятскополянском, Орловском, Унинском районах. В первом полугодии 2013 г. планируется передать еще 340 квартир. И это, как вы понимаете, не только решение жилищного вопроса для конкретных людей, это еще и привлечение новых специалистов в ключевые отрасли бюджетной отрасли – медицину, образование, культуру.
Программа «Служебное жилье» создана для работников бюджетной сферы. При этом, все прекрасно понимают, что проблемы с жильем существуют не только у них. Есть большая категория молодых специалистов, трудящихся на различных предприятиях, которые также пока не могут позволить себе решение жилищного вопроса. И здесь мы готовы работать вместе с работодателями по разработке и реализации совместных программ. Я обращаюсь к руководителям всех крупных предприятий – мы готовы разрабатывать совместные жилищные программы. Для вас это привлечение и удержание новых перспективных кадров. Но без вашей инициативы невозможно дать старт этой работе. Поэтому ждем предложений от вас.
Мы также создали рабочую группу по разработке комплекса мер, направленных на формирование рынка доступного арендного жилья и развитие некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода. Определены два основных направления этой работы: создание фонда коммерческого жилья (на действующих рыночных условиях) и фонда социального жилья, что предполагает более длительный срок окупаемости проекта и минимальную норму прибыли. Цель - выполнение государством и муниципалитетами обязательств перед отдельными категориями граждан по обеспечению их жильем.
Поручаю до конца 2013 года проработать механизмы запуска этого проекта и определить логистику его реализации.
В минувшем году мы совершили прорыв в решении проблем обманутых дольщиков – завершено строительство 6 многоквартирных домов и восстановлены права 377 граждан. Эта работа получила высокую оценку на федеральном уровне, и она должна быть продолжена.
В целом в сфере жилищного строительства регион показывает положительную динамику. В 2012 году введено в эксплуатацию 406,6 тыс. кв. метров жилья, с превышением к уровню 2011 года. При этом, что особенно важно для молодых семей, доля жилья экономического класса составила около 40%. Задача на 2013 год – строительство и ввод 440 тыс. кв. метров с долей жилья эконом-класса не менее 40%.
В целях увеличения объемов жилищного строительства, в том числе жилья экономического класса, в Кирове мы делаем акцент на комплексное развитие территорий.
На сегодня в Кировской области активно ведется массовая застройка 4-х новых микрорайонов – Чистые пруды, Солнечный берег, Урванцево, Южный. Во всех микрорайонах создана либо создается коммунальная и социальная инфраструктура. В Чистых прудах и Солнечном береге открыты новые детские сады. В 2013 году планируется приступить к строительству детского сада в микрорайоне Южном.
Кроме того, в 2013 году в стадию активного строительства должны войти работы в микрорайоне малоэтажной застройки вблизи деревни Шутовщина и микрорайоне многоэтажной застройки возле слободы Зиновы г. Кирова. В общей сложности здесь необходимо построить 200 тысяч квадратных метров жилья, с соответствующей социальной инфраструктурой (детский сад, школа, отделения врачей общей практики).
Таким образом, реальная перспектива по увеличению объемов строительства жилья, в том числе экономического класса, в регионе есть.

При этом, мы понимаем что жилищная проблема все еще остается крайне острой. По нашей оценке, одной из главных проблем в области, особенно актуальной для молодежи, является "квартирный вопрос". Обеспеченность жильем, как и его доступность, остается низкой. В расчете на одного жителя в Кировской области строится три десятых квадратных метра, в регионах-лидерах этот показатель выше вдвое. Уверен, что и рост цен на жилье во многом вызван двумя факторами: фактическим дефицитом новых квартир и признаками монополизации рынка. Поясню, что я имею в виду. На сегодня три основных участника рынка в областном центре строят более 60% объемов. И для нас очевидно, что сегодняшняя расстановка на рынке жилья не создает условий для качественного роста темпов строительства. Да и материально-техническая база даже крупных застройщиков по современным меркам довольно слаба.
Важнейшая, я бы сказал, стратегическая задача - обеспечить в 2015 году ввод жилья на уровне не менее 0,5 кв. метра на человека. Цифра с виду скромная - но для нас это увеличение темпов строительства в 1,6 раза. Сегодня мы строим около 400 тысяч в год, а для достижения поставленной цели надо минимум 650 тысяч квадратных метров.
Я вижу несколько возможных способов решения этой задачи. А точнее, комплекс мер. Во-первых, мы должны существенно снизить административные барьеры в строительстве. Это касается вопросов межведомственного взаимодействия и других факторов, препятствующих предпринимательской активности. Во-вторых, неоправданно мало уделяется внимания перспективе малоэтажного строительства. В-третьих, требуется привлечение дополнительных инвестиций в отрасль производства строительных материалов и конструкций.
Прошу профильного заместителя председателя правительства взять ситуацию под личный контроль, создать соответствующую комиссию по развитию рынка жилья, детально рассмотреть бизнес-планы крупных застройщиков, создать условия для снижения административных барьеров в этой отрасли и улучшения конкурентной среды на рынке строительства. Мы должны привлечь в область крупных операторов, реализующих проекты по комплексному строительству малоэтажного жилья. Нам следует довести долю квартир экономкласса от общего ввода до 70 процентов, тем самым решая задачу обеспечения доступности жилья для любого жителя области со средним достатком.

Наверное, многие помнят, что в своём Послании в 2011-м году я впервые обозначил тему необходимости подготовки к празднованию 650-летия города Кирова. Тогда, эта идея, наверное, у многих вызвала ироничную улыбку. Казалось, что до самой даты еще очень много времени, а она не найдет поддержки на федеральном уровне. Но что мы имеем сейчас? Указ о праздновании подписан президентом страны Владимиром Путиным, состав оргкомитета утвержден Председателем Правительства Дмитрием Медведевым. На финишной прямой согласование конкретного плана мероприятий, в рамках которого удастся привлечь значительные федеральные средства. Идея точно доказала свою жизнеспособность. Только в рамках плана мероприятий планируется привлечение 14 миллиардов рублей из федерального бюджета. При этом подготовка Кирова к юбилею не ограничивается только находящимся в стадии согласования планом. В рамках текущей работы с министерствами проекты, которые мы отстаиваем, вписываются в контекст подготовки города к юбилею. Реализация запланированных мероприятий обеспечит прорыв в инфраструктуре города и 650-летие Кирова – это событие не чисто городского, а точно областного масштаба. 

И это при том, что в сфере культуры, спорта нами и сейчас делается и будет делаться немало. В этом году нам также предстоит дать старт строительству ряда крупных объектов культуры. Это, в частности, Детский Космический центр, который будет возводиться при участии федерального бюджета.
На сегодня завершены работы по изготовлению проектной документации на строительство концертного зала органной и камерной музыки в г. Кирове. Ведется работа по включению данного объекта в федеральную целевую программу.
Напомню, что Министр культуры Российской Федерации Владимир Ростиславович Мединский в ходе своего визита в Кировскую область позитивно оценил работу регионального Правительства в сфере поддержки учреждений культуры. Это нашло отражение в результатах конкурсного отбора территорий на право строительства многофункциональных культурных центров в малых городах России. В число первых десяти участников этого федерального проекта включен г. Слободской.
В сфере культуры, как и во многих других, успешно работают механизмы грантовых конкурсов. В 2012 году был старт грантового конкурса среди муниципальных образований на разработку и реализацию проектов в сфере внутреннего туризма. В результате в рамках самого крупного и заметного проекта - «Котёл времён» - открылся Динопарк в г. Котельниче.
В 2013 году пройдет новый этап грантового отбора с общим объемом финансирования 16 млн. рублей. Мы ожидаем ещё более разноплановых и успешных проектов, направленных как на развитие территорий муниципалитетов, так и на активное привлечение на эти территории туристов со всей России.
С 2013 года началась реализация и крайне актуального проекта грантовой поддержки муниципальных учреждений культуры. Шесть победителей конкурсного отбора - Даровской, Унинский, Тужинский Орловский, Котельничский, Санчурский районы, получат в общей сложности  15 млн. рублей на ремонт зданий клубов, домов культуры, музеев.

Я уверен, все видят, насколько активно развивается наша спортивная инфраструктура. Огромная заслуга в этом соответствующего блока правительства области.
За последние годы в Кировской области кардинально изменилась ситуация с обеспеченностью муниципальных образований спортивной инфраструктурой.  В этом году мы завершим строительство первого в области 50-метрового плавательного бассейна в областном центре, крытого тренировочного катка с искусственным льдом, надеюсь, начнем строительство легкоатлетического манежа.  В 2013 году продолжится строительство физкультурно-оздоровительного комплекса в г. Омутнинске и реконструкция первой очереди стрельбища для биатлона под лыжно-биатлонный комплекс «Перекоп» в Кирово-Чепецком районе. Отдельно отмечу, что благодаря усилиям Кировской области в будущем году на Олимпиаде в Сочи будет впервые, пока в рамках культурной программы, представлено ледолазание. Большинство спортсменов, которые планируют участвовать в презентации, представляют наш регион.
Для развития массового спорта, его популяризации важно, что в регионе сохранена сеть детских спортивных школ, где дети занимаются на безвозмездной основе – на сегодня у нас 56 учреждений.
Мы действительно совершили прорыв в сфере обеспеченности спортивными объектами. И сейчас задача добиться максимальной отдачи от новых спортсооружений. Как в плане условий для массового и детского спорта, так и в плане проведения соревнований различного уровня.


Принципиально важным считаю максимально активизировать нашу работу по участию во всех федеральных программах. Федеральные целевые программы и Федеральная адресная инвестиционная программа являются в настоящее время основным, и по существу единственным отработанным и эффективно действующим инструментом программно-целевого планирования в Российской Федерации. Несмотря на то, что Кировская область участвует во многих федеральных программах, считаю, что есть серьезный ресурс для дальнейшей работы в данном направлении. В 2014 году будет действовать 46 ФЦП. И несмотря на то, что ряд из них объективно неприменим для области (например, Программа развития российских космодромов), требует дополнительной проработки участие области в:
Программе "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники" на 2008 - 2015 годы
Программе "Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012 -2020 годы"
- и в ряде других. Поручаю эту работу департаменту экономического развития Кировской области. Прошу обеспечить в 2014 году участие дополнительно не менее, чем в двух федеральных целевых программах с привлечением реального финансирования из центра.

Темп современной жизни диктует все новые условия и требования к разным сферам экономики и социума. Сегодня понятие качества непосредственно коррелируется с оперативностью, своевременностью, четкостью и прозрачностью. Особенно когда речь идет об оказании государственных и муниципальных услуг.    
Все больше видов услуг для людей сегодня переводится в электронный вид. Это касается не только потребительского рынка, но и государственных услуг. Однако ситуация по уровню проникновения интернета не может оцениваться нами как положительная. Причины такой ситуации понятны - это и большая территория со слабой канальной инфраструктурой, и низкая плотность населения вне областного центра. Очевидно, что здесь нужны нетривиальные решения, которые бы, с одной стороны, не создавали чрезмерной нагрузки на бюджет, с другой стороны, позволили бы в ближайшие два года обеспечить серьезное позитивное движение по повышению доступности сети Интернет. В связи с этим, я ставлю задачу департаменту информационных технологий и связи проанализировать возможности современных технологий и дать предложения по повышению доли граждан, имеющих доступ к сети Интернет, до 70% к 2015 году для рассмотрения Советом по информатизации при Губернаторе.
Но важнее, на мой взгляд, другое. Доступ к сети - это полдела. Остается серьезной проблемой то, что активно пользуется электронными услугами лишь незначительная часть экономически активного населения. Статистика показывает, что три четверти активных пользователей - это люди от 18 до 34 лет. А что остальные? Главным приоритетом политики в области информатизации мы определили ликвидацию так называемого "цифрового неравенства", то есть ограничение возможностей определенной социальной группы из-за отсутствия у неё доступа к современным средствам коммуникации. Но я имею в виду не физический доступ, а отсутствие навыков, умений пользоваться средствами вычислительной техники. В прошедшем году в Кировской области было обучено работе с компьютером чуть более 8000 человек.
Это капля в море. Мы должны найти возможности довести количество людей, овладевших современной техникой до 40000 в год. Такую планку на 2014 год я ставлю департаменту информационных технологий. Прошу обратить особое внимание на синхронизацию процессов организации физического доступа к Интернету в райцентрах и сельских поселениях и обучения жителей этих населенных пунктов для наибольшей отдачи от сделанных финансовых вложений. Словосочетание "сельский интернет" должно перестать быть чем-то ироничным - это тот вектор приложения усилий, который должен дать максимальный эффект.
Переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде является одним из ключевых направлений в сфере повышения качества жизни, построения гражданского общества, развития информационного пространства.
В прошлом году Кировская область активно продолжила реализацию Административной реформы, которая предусматривает, в конечном счёте, повышение качества и доступности государственных услуг, ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти. В ближайшие три года мы должны создать сеть многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. Их создание станет еще одним шагом к электронному правительству, сервисному государству и информационному обществу.
Пока Кировская область находится на начальном этапе формирования многофункциональных центров – сейчас такой центр действует только в городе Кирове.
Зачем нужны многофункциональные центры? Это принципиально новая структура. Она создана для централизованного предоставления услуг в таких сферах как социальная поддержка населения, определение гражданско-правового статуса, земельно-имущественные отношения, регулирование предпринимательской деятельности, получение архивных данных и многих других. Кроме того, создание сети МФЦ позволяет сделать процедуру получения этих услуг максимально простой и быстрой как для рядовых граждан, так и юридических лиц.
Я вижу многофункциональный центр в районах как современное, узнаваемое здание, оформленное с применением единого фирменного стиля, в котором в режиме одного окна каждый житель сможет получить как весь спектр госуслуг, так и дополнительные сервисы - от информации по жилищно-коммунальным услугам до получения банковских и страховых продуктов. Мы называем это "многофункциональный центр расширенного формата".
На сегодня мы пока отстаем от регионов Приволжья как по количеству многофункциональных центров, так и по количеству предоставляемых ими государственных и муниципальных услуг. Однако, нами приняты все организационные решения, позволяющие эту ситуацию изменить. Мы создали орган исполнительной власти - департамент информационных технологий, мы выделили МФЦ в отдельное уполномоченное учреждение, и я ожидаю серьезного прорыва в части повышения доступности госуслуг для жителей нашего города и области.  Согласно Указу Президента России к 2015 году доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна», должна увеличиться до 90%. Это значит, что к 2015 году мы должны открыть многофункциональные центры:
– во всех районах г. Кирова;
– во всех районах области,
– во всех городских округах;
Общее количество офисов многофункциональных центров на территории области должно составить не менее 48, количество окон– не менее 330.

Принципиально важным фактором в формировании информационного общества и логистики электронных коммуникаций является использование результатов космической деятельности: это направление способствует решению целого комплекса задач: перевод экономики на инновационный путь развития, повышение качества жизни населения, расширение спектра оказываемых услуг.
Однако на сегодня в стране и соответственно в Кировской области отсутствует инфраструктура, обеспечивающая эффективное использование результатов космической деятельности, а также необходимая нормативно-правовая база.
Кроме  того,  не завершено формирование геоинформационной системы - предстоит ее наполнение тематическими слоями. Между тем введение геоинформационной системы даст региону конкретные позитивные результаты. Это и создание единого информационного пространства для органов государственной власти и органов местного самоуправления. Это и получение комплексной информации для оперативного анализа и принятия управленческих решений. Это и повышение информационной открытости и прозрачности деятельности органов государственной власти, местного самоуправления.
Соответственно работа в этой сфере должна быть максимально активизирована и завершена в кратчайшие сроки.
Использование результатов космической деятельности, создание системы многофункциональных центров крайне важны с точки зрения развития территорий, в том числе усиления позиций местного самоуправления, повышения эффективности работы муниципалитетов – как основополагающих сегментов экономики и социальной сферы. И это еще один шаг к качественно новому уровню жизни наших граждан.
Со своей стороны Правительство области ежегодно предпринимает меры, способствующие повышению самодостаточности  и самостоятельности муниципальных образований, в том числе в плане их финансового благополучия, реализации законодательно закрепленных за ними полномочий и функций.
В 2012 году за счет средств областного бюджета впервые был осуществлен новый вид финансовой поддержки муниципальных образований - в качестве дотации на стимулирование их развития (по результатам достигнутых показателей). Дотации распределены между 31 муниципальным образованием на общую сумму 60 млн. рублей. В плане работы с муниципальными образованиями мы уже активно используем и будем дальше внедрять грантовые механизмы поддержки. Грантовые конкурсы проходят в сфере благоустройства мест массового отдыха, оснащения спортивных школ, проектов по внутреннему туризму.
Такой механизм позволяет заинтересовывать муниципалитеты работать эффективнее, а значит, способствует улучшению их социального и экономического потенциала и создает условия для конкурентного развития муниципальных образований.
В настоящее время во всех муниципальных районах и городских округах разработаны и реализуются среднесрочные программы и (или) планы социально-экономического развития территорий.
Для наиболее полного использования возможностей среднесрочного планирования предполагается изменить подходы к экспертизе проектов программ социально-экономического развития муниципальных образований области, мониторингу хода реализации программ, оценке их эффективности, прежде всего – в части увязки программ с действующими инструментами социально-экономического развития, реализуемыми на областном уровне.
Местное самоуправление – тот уровень власти, который находится в ежедневном контакте с населением, и по качеству работы которого люди оценивают деятельность региональной и государственной власти. И именно на этом уровне формируются основы гражданственности, гражданской активности, личной ответственности и личной причастности к процессам, происходящим в поселении, регионе, стране.
В том числе и с этих позиций нам важны масштабные проекты, реализация которых предполагает привлечение большого числа жителей. В Кировской области уже четвертый год работает проект по поддержке местных инициатив, участие в котором принимают десятки тысяч жителей региона. В текущем году из бюджета области на софинансирование проекта выделено 300 млн. рублей – в полтора раза больше, чем в 2012-м. За счет этих средств в десятках поселений будут отремонтированы дороги, восстановлены водопроводы, уличное освещение, построены спортивные площадки и детские городки.
Важно, что этот проект теперь стартовал и в г. Кирове, и в других городских округах, где в силу большой территории и значительного числа жителей реализовать его организационно сложнее. Тем не менее своим голосованием горожане выразили готовность лично участвовать в обустройстве территории, на которой живут.
Учитывая просьбы населения, с 2014 года мы предоставим право нашим крупным городским поселениям участвовать  в проекте поддержки местных инициатив наравне с городскими округами, то есть их жители смогут выдвигать значительно большее число проектов.
Работа по благоустройству территорий – это еще один фактор, непосредственно влияющий на качество жизни. И эта работа должна вестись во всех муниципальных образованиях на постоянной основе.
В Правительстве области создана рабочая группа по координации деятельности органов местного самоуправления в сфере благоустройства. Аналогичные же комиссии и рабочие группы действуют в муниципалитетах.
Практически во всех районах ежегодно организуются конкурсы на лучший двор, лучший дом, лучшую улицу. Многие вопросы благоустройства, как я уже говорил, решаются в ходе реализации проекта по поддержке местных инициатив. Особое внимание уделяется озеленению территорий, решению проблем вывоза и утилизации мусора.
Все руководители муниципалитетов, поселений, сотрудники администраций, отраслевых служб должны в ежедневном режиме отслеживать состояние дел в сфере благоустройства, знать все существующие проблемы и оперативно решать их, в том числе активно взаимодействуя с населением. Мы все должны понимать, что от состояния улиц, от чистоты во дворах во многом зависит настроение граждан, их отношение к работе властей всех уровней. 
Свой вклад в облагораживание территорий могут и должны вносить и предприятия крупного и малого бизнеса, предприниматели. Это, с одной стороны, проявление социальной ответственности бизнес-сообщества, с другой – культура производства, ведения бизнеса.
Здесь мы большие надежды возлагаем прежде всего на малый бизнес, который составляет основу экономики многих муниципальных образований, включая потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальных предпринимателей.
Хочу обратиться к представителям этого сектора: от вашего отношения к территории, на которой вы развиваете свое дело, к людям, с которыми вы работаете, зависит отношение общества к бизнесу в целом. Пока это отношение, зачастую, не в пользу бизнеса. Как было отмечено и в Послании Президента России, и в ходе заседания Государственного совета, состоявшегося в конце декабря, необходимо вести работу, направленную на повышение статуса предпринимателя в обществе. Напомню, на том заседании Госсовета я поднял проблему статуса предпринимателя в обществе – и моя позиция была поддержана Президентом страны.  Но без активного участия самих предпринимателей выполнить эту задачу невозможно.

Решение проблем нашей экономики, может быть реализовано, по нашему мнению, через постановку простой и конкретной задачи - повысить производительность существующих и создать новые высокопроизводительные рабочие места. Мы, безусловно, намерены усиливать поддержку традиционных для нашей области сфер экономики, активнее взаимодействуя с предприятиями, заводами, которые на протяжении многих лет являются основой нашей экономики.
Задача  же создания новых рабочих мест для Кировской области имеет главный смысл не в снижении уровня безработицы, этот показатель, как вам известно, продолжает в последние годы снижаться и на конец 2012 года составил 1,4%, а должна двигаться в двух независимых направлениях - во-первых, в создании рабочих мест нового, нетипичного ранее для области, профиля. Недавно, как вам известно, мы подписали с компанией «Росгосстрах» протокол о создании в Кирове федерального центра обработки документов, которых в перспективе даст 2000 рабочих мест. Это пример абсолютно нового подхода в сфере услуг, которую, кстати, многие ассоциируют только с малым бизнесом. Но тысячи рабочих мест на одном объекте – это далеко не малый бизнес. Сейчас меняется мир, меняется мировая структура экономики, меняются приоритеты и подходы. Благодаря развитию инфраструктуры передачи данных, крупные офисы федеральных структур могут создаваться в любой точке страны и мира. И у нас есть хорошие условия для успешного участия в этой конкурентной борьбе. Я говорю, например, о высоком качестве образования в наших ВУЗах, нашей готовности индивидуально работать с каждым инвестором.   Такие примеры должны множиться, уже сейчас ведутся переговоры с рядом крупных телекоммуникационных компаний и финансовых структур, и я прошу департамент экономического развития активно работать дальше по поиску и привлечению в область таких проектов. По сути, речь идет о создании нового сектора в экономике области.
Во-вторых, следует уделять больше внимания реализации новых высокотехнологичных инвестиционных проектов в отраслях, в которых традиционно мы были сильны. В таких, например, как биотехнологии. Строительство нового завода компанией "Нанолек", возрождение производства в Восточном - это как раз такие примеры. Департамент промышленного развития прошу установить постоянный мониторинг за ходом исполнения подобных проектов. Для нас очень важно, чтобы их масштабы постоянно возрастали.
В-третьих, надо активнее работать в таком направлении, как создание промышленных парков и зон особого экономического развития, повышенного комфорта ведения бизнеса. Здесь мы ждем и инициативы от органов местного самоуправления. Поручаю профильному заместителю и департаменту промышленного развития проработать этот вопрос и представить свои предложения до конца первого полугодия этого года

Напомню, что в Кировской области 2013 год объявлен годом предпринимателя, инновации и инвестиций.

Запланирована масштабная программа, практически по всем направлениям, в том числе:
- Формирование положительного общественного мнения о деятельности предпринимателей.
-  Формирование у максимально возможного количества людей, в том числе молодежи, мотивации к созданию собственного дела.
- Формирование активной гражданской позиции предпринимателей.
- Повышение конкурентоспособности субъектов предпринимательства и продвижение их продукции на региональные и международные рынки.
-  Развитие инвестиционной и инновационной деятельности в Кировской области.
- Повышение мотивации органов местного самоуправления, направленной на развитие малого и среднего бизнеса на подведомственной территории.
В конце 2012 – начале 2013 года наш регион, как и все другие субъекты РФ, столкнулся с проблемой массового закрытия индивидуальными предпринимателями своего бизнеса из-за существенного увеличения фиксированного размера страховых взносов. С тем чтобы стабилизировать ситуацию, подготовлена законодательная инициатива, которая предлагает установить переходный период по увеличению взносов, а также выделению льготной категории плательщиков: индивидуальных предпринимателей, которые одновременно являются наемными работниками, и индивидуальных предпринимателей, получающих трудовую пенсию.
Действия Правительства Кировской области и впредь будут направлены на то, чтобы создавать комфортные условия для ведения бизнеса, поскольку регион крайне заинтересован укреплении этого сектора экономики. И для этого в текущем году продолжается реализация областной целевой программы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства. Акцент делается на такие направления, как  привлечение средств федерального бюджета, предоставление финансовой поддержки, развитие системы подготовки кадров.
В апреле-мае, буквально в эти дни проходит очередной масштабный форум «Предпринимательство на Вятке», организованный Правительством области и Вятской торгово-промышленной палатой. Приглашаю всех принимать активное участие в работе его площадок.

С ситуацией в сфере бизнеса непосредственно связана инвестиционная привлекательность региона. Как я уже сказал, вложение инвестиций в основной капитал по итогам 2012 года на 16% превышает уровень 2011 года.
В том числе благодаря старту в регионе крупных инвестиционных проектов.
Компания Pirelli приступила к реализации инвестиционного проекта по организации выпуска шин премиум-класса с объемом инвестиций 4 млрд. рублей.
Концерном ПВО «Алмаз-Антей» начата реализация проекта по строительству новых мощностей  на территории ОАО «ВМП «Авитек»  с объемом инвестиций  16 млрд. рублей. 
Уже упоминавшийся ООО «Нанолек» (г. Москва) – обладатель патронажного сертификата Губернатора Кировской области продолжил  реализацию инвестиционного проекта по выпуску фармпрепаратов с объемом инвестиций 4,1 млрд. рублей.
Кроме того, продолжилась реализация других крупных проектов, таких как реконструкция Кировской ТЭЦ-3, модернизация  производства на заводе Домостроитель в Красных Полянах и ряде других.
В 2012 году проводились мероприятия по созданию промышленных парков в г. Вятские Поляны и Юрьянском районе Кировской области, где   при поддержке федерального и регионального бюджетов создается промышленная и транспортная инфраструктура для размещения промышленных производств, а также  субъектов малого и среднего предпринимательства. Мы будем готовить и реализовывать и другие подобные проекты.
По привлечению инвестиций на ближайшие годы мы ставим перед собой еще более амбициозные задачи. В рамках программы «Развитие экономического потенциала и формирование благоприятного инвестиционного климата» определены мероприятия, реализация которых позволит в 2015 году привлечь инвестиции на сумму  70,5  млрд. рублей – то есть на 40% больше, чем в 2012 году.
Все предпосылки для этого у нас есть. Мы продолжили работу по созданию и совершенствованию законодательства, предусматривающего предоставление дополнительных преференций частным инвесторам.
Принят Закон Кировской области о пониженной налоговой ставке налога на прибыль, и с 2014 года организации, осуществляющие инвестиционную деятельность, получат право на снижение налоговой ставки по налогу на прибыль на 4,5% в части, зачисляемой в областной бюджет.
Принята новая редакция Указа Губернатора Кировской области о патронажном сертификате, утверждены постановления Правительства Кировской области о предоставлении государственной поддержки и налоговых преференций частным инвесторам.
В подпрограмме «Повышение инвестиционной привлекательности, привлечение инвестиций в экономику Кировской области» определены мероприятия, реализация которых в ближайшей перспективе позволит улучшить инвестиционный климат в регионе.
Это, в частности, внедрение в 2013 году требований Стандарта деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, разработанного Агентством стратегических инициатив.
Для информирования потенциальных инвесторов функционирует сайт «Инвестиционная привлекательность Кировской области» (на русском, английском и немецком языках).
В текущем году необходимо разработать и принять Инвестиционную стратегию Кировской области, Инвестиционную декларацию, План создания объектов необходимой для инвесторов инфраструктуры, регламент сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна» и ряд других документов.
Должен быть принят нормативно-правовой акт, регламентирующий создание регионального инвестиционного фонда, предусматривающего возможность оказания государственной поддержки за счет бюджетных ассигнований при реализации крупных инвестиционных проектов.
Свой вклад в выработку и реализацию новых мер по повышению инвестиционной привлекательности региона должен внести Экономический совет при Губернаторе области, работу которого мы планируем переформатировать и активизировать в этом году.
В результате названных мероприятий мы ожидаем улучшение инвестиционного климата, повышение инвестиционной активности и рост объема инвестиций, привлекаемых в Вятский край.

Развитие села, агропромышленного комплекса - направление, на котором я хочу остановиться отдельно, в сельской местности проживает значительная часть населения региона, и качество их жизни непосредственно зависит от состояния отрасли, в том числе от мер, которые государство, Правительство области предпринимают для ее поддержки.
 За последние годы положительные изменения в этой отрасли произошли благодаря последовательной реализации мероприятий Государственной программы и оперативной государственной поддержки. И даже в сложных условиях, мы находим компромиссы в плане обеспечения финансирования отрасли. Напомню, жаркие обсуждения были как раз в процессе работы над бюджетом этого года, и по их итогам все стороны выразили свое удовлетворение от достигнутого результата. 
 За счет привлеченных инвестиционных кредитов и собственных средств ведется строительство, реконструкция и модернизация животноводческих комплексов и ферм, пунктов первичной переработки продукции. Благодаря чему в том числе достигнута положительная динамика индекса физического объема инвестиций в основной капитал (рост к уровню 2011 года - 18%). 
 Кировская область специализируется на молочном животноводстве, и в 2012 году рост молочной продуктивности обеспечен в 36 районах области.
 Хозяйства региона вели активную работу по техническому и технологическому переоснащению производств. Сельхозтоваропроизводителями приобретено более 1000 единиц сельскохозяйственной техники и оборудования.
 В целях дальнейшего развития сельскохозяйственного производства и укрепления экономического состояния сельхозорганизаций Правительством области утвержден порядок предоставления субсидий на стимулирование интеграционных процессов. Субсидии предоставляются эффективным сельхозорганизациям, которые присоединяют к себе «низкоэффективные». Эти средства направляются на увеличение объемов реализованного молока, а также приобретение сельскохозяйственной техники и племенного стада. Смысл этих мероприятий - в сохранении и развитии производства в относительно «слабых» хозяйствах, в поддержке занятости населения.
Вместе с тем серьезной проблемой на селе остается дефицит квалифицированных кадров. Для решения этого вопроса в регионе принята система нормативных правовых актов, направленных на стимулирование кадрового обеспечения отрасли. Организовано взаимодействие с образовательными учреждениями аграрного профиля в части организации производственной практики для студентов. Создаются условия для привлечения на работу в сельскохозяйственное производство молодых специалистов.
Все эти проекты должны получить продолжение и в ближайшей перспективе. Кроме того, ключевыми задачами Правительства области, департамента сельского хозяйства и продовольствия в сфере развития агропромышленного комплекса являются:
- обеспечение стабильной сырьевой базы для предприятий молочной перерабатывающей промышленности,
- укрепление и расширение мясного животноводства,
- совершенствование генетического стада сельскохозяйственных животных,
- повышение уровня рентабельности сельхозпредприятий путем совершенствования организации труда, использования достижений сельскохозяйственной науки и применения инновационных технологий.
При этом, необходимо наряду с поддержкой традиционных направлений уделять внимание и тому, что пока не находится у нас в центре внимания. В сфере растениеводства это может быть производство рапса, сильнее сосредоточиться  целесообразно и на птицеводстве.
И, конечно, необходимо заниматься продвижением продукции местного, вятского производства, как на внутреннем, так и на межрегиональном рынке. Правительство области в 2012 году запустило проект «Покупай Вятское!», направленный на повышение объёмов продаж продукции местных товаропроизводителей через сетевые компании, действующие на территории Вятского края.
По итогам реализации проекта мы ожидаем увеличения доли местных товаров в магазинах федеральных сетей и общего роста товарооборота местных производителей. Разработана система мониторинга в этой отрасли. В текущем году данные мониторинга должны быть проанализированы, и на их основании будет строиться дальнейшая работа по продвижению проекта.


И на развитие экономики, и на качество и комфортность жизни наших граждан большое влияние оказывает инфраструктура региона.
Одна из важнейших составляющих инфраструктуры региона – это качество дорог. Сейчас, в середине весны качество дорожного покрытия вызывает серьезные и, во многом, справедливые нарекания наших жителей. Неудовлетворительное состояние дорог имеет ряд объективных причин – основная из которых хроническое недофинансирование отрасли. Но это не повод для руководителей дорожной отрасли как областного, так и муниципального уровня успокаиваться и объяснять, что всё так и должно быть. Необходимо максимально быстро выходить на все ремонтные работы на дорогах области, повышать качество работ. Принципиально важно отслеживать состояние отремонтированных ранее участков и в случае их преждевременного разрушения добиваться полного исполнения гарантийных обязательств. Поручаю профильному заместителю и руководителю департамента дорожного хозяйства представить мне информацию о текущем контроле за дорогами, находящимися на гарантийном сроке и довести эту информацию до общественности. 
В текущем году необходимо ввести в эксплуатацию участок стратегической для региона автомобильной дороги Киров – Котлас – Архангельск, который соединит Альмеж и Скрябино. Кроме того, в целях обеспечения круглогодичного сообщения Подосиновского и Лузского районов с областным центром предусмотрено начало строительства участка Опарино – Альмеж.
В 2013 году мы планируем увеличить объемы финансирования на нормативное содержание дорог, что позволит повысить сохранность дорожного полотна и улучшить ситуацию с безопасностью дорожного движения.
Важным достижением в сфере транспортной инфраструктуры региона станет завершение в 2013-м году реконструкции взлетно-посадочной полосы нашего аэропорта. Эти работы велись с 2007-го года, финансирование было приостановлено в 2008-м году - в пик кризиса и нам с трудом удалось добиться его возобновления. Авиаперевозки вообще являются для нас важной и приоритетной темой. С 1 апреля стартовал проект межрегиональных перевозок в рамках Приволжского федерального округа. Уже сам его запуск, ставший возможным благодаря работе Полномочного представителя Президента Михаила Викторовича Бабича, является успехов. Уверен, что проект будет востребован. Мы со своей стороны продолжим работу по расширению географии и интенсивности авиаперевозок. И отдельно будем прорабатывать тему авиаперевозок в рамках региона. Эту тему мы сейчас изучаем совместно с муниципальными образованиями.
В сфере газификации региона, уровень которой повысился, но на сегодня по-прежнему остается недостаточным, в 2012 году построены 6 межпоселковых газопроводов общей протяжённостью около 60 км - за счёт инвестиций ОАО «Газпром» в объёме почти 500 млн. рублей
  В рамках областной целевой программы «Газификация Кировской области» на эти цели затрачено еще 500 млн. рублей - введены в эксплуатацию распределительные газопроводы протяженностью 360 км и 20 газовых котельных. Работы по газификации шли в 20 населённых пунктах области и г. Кирове.
В 2013 – 2015 годах мы  должны обеспечить
- продолжение реконструкции газопровода-отвода Оханск – Киров;
- строительство газопроводов-отводов до поселка Кумёны и г. Слободского.
- проектирование и строительство межпоселковых газопроводов в Зуевском, Кумёнском, Малмыжском, Омутнинском, Слободском и Уржумском районах, а также межпоселкового газопровода от ГРС в п. Мирный Оричевского района до г. Котельнича.
В рамках программы «Газификация Кировской области» должны быть также продолжены работы по проектированию и строительству внутрипоселковых распределительных газопроводов и коммунальных газовых котельных. Плановыми задачами на 2013 – 2015 годы является строительство 545 км распределительных газопроводов и перевод на газ 21 котельной.
Следующее направление - ситуация в жилищно-коммунальном комплексе.
Вы знаете, что Президентом нашей страны Владимиром Владимировичем Путиным поставлена задача - не допустить роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги более чем на 6 процентов в течение года. В Кировской области сейчас ведется соответствующая работа - создана рабочая группа по недопущению резкого роста платы граждан за коммунальные услуги, анализируется ситуация в сфере стоимости услуг ЖКХ в каждом муниципальном образовании. Данная рабочая группа будет работать в постоянном режиме и разбираться с конкретными обращениями граждан. Центр общественного контроля за ситуацией в ЖКХ необходимо создать на базе Общественной палаты региона.
Важной задачей является контроль за всеми начислениями и оплатами в сфере ЖКХ. Мы часто сталкиваемся с тем, что жители испытывают шок при получении коммунальных квитанций. Им непонятно, откуда берутся суммы. И здесь, с одной стороны, необходимо вести разъяснительную работу самим предприятиям коммунального комплекса. С другой – задача власти жестко контролировать и не допускать малейших нарушений в этой сфере. Ведь все нарушения всегда бьют по карману граждан. При этом сейчас ситуация такова, что власть зачастую просто не имеет возможности увидеть те начисления, которые предъявляются людям. Управляющие компании самостоятельно выставляют квитанции, ни с кем их не согласуя и никого не информируя. Такое положение вещей создает благоприятную почву для злоупотреблений, и поэтому мы будем менять ситуацию. Сейчас в городе Киров действует муниципальный расчетно-информационный центр, который осуществляет расчет и выставление коммунальных квитанций. Таким образом, по тем компаниям, которые обслуживаются в РИЦе, муниципалитет всегда в курсе всех начислений и может проверить любую квитанцию. Считаю эту практику нужной и полезной. Мы приняли решение и уже согласовали его с руководством города о целесообразности перевода РИЦ на областной уровень, с тем чтобы охватить им всю область. Надеюсь, процедурно решение будет принято в ближайшие недели. Мы будем настоятельно рекомендовать управляющим компаниям и ТСЖ быть прозрачными и работать с расчетным центром, в противном случае у нас будут основания предполагать, что им есть что скрывать. И мы будем инициировать соответствующие проверки правоохранительных органов. Тарифы и начисления по квитанциям по всей области должны быть взять под жесткий контроль. И так будет сделано.
 Сейчас завершается очередной отопительный сезон, окончательные итоги еще не подведены, но уже сейчас можно сказать, что он прошел без чрезвычайных ситуаций и крупных технологических аварий в системах жизнеобеспечения области.
За высокий уровень подготовки и организации работы систем жизнеобеспечения хочу поблагодарить руководителей Богородского,  Даровского, Малмыжского, Кикнурского, Пижанского районов.
Вместе с тем в ряде муниципальных образований имели место аварийные ситуации, что говорит о недостаточно эффективной деятельности как жилищно-коммунальных служб, так и администраций муниципалитетов.
Допущенные ошибки и недоработки необходимо учесть при подготовке территорий к следующему отопительному сезону.
В текущем году в регионе будут продолжены работы по модернизации объектов теплоснабжения, снижению потребления мазута при производстве тепловой энергии и повышению качества предоставления коммунальных услуг. В частности, необходимо завершить строительство 4-х котельных, которые будут работать на местных видах топлива, в Котельничском и Верхнекамском районах. Это позволит значительно сократить потребление топочного мазута и повысить надежность теплоснабжения в поселках  Ленинская Искра, Светлый, Светлополянск и Рудничный, где на протяжении целого ряда лет возникают серьезные проблемы, связанные с низкими температурами в жилом секторе.
Получит продолжение и программа капитального ремонта многоквартирных домов. На эти цели мы планируем направить порядка 150 млн. рублей из бюджетов разных уровней. За счет данных средств предстоит отремонтировать 292 многоквартирных дома. При этом, в самом ближайшем будущем сферу капитального ремонта ждут серьезные структурные изменения, вытекающие из решений принятых на федеральном уровне. Собственники домов должны будут отчислять средства на капительный ремонт. Задача на год разработать и провести общественное обсуждение данных изменений.

Уважаемые коллеги! В завершение своего выступления хочу еще раз подчеркнуть, что достижение позитивных результатов, целей, которые мы ставим перед собой, возможно только при активном участии всех институтов гражданского общества и социально ответственного бизнеса.
Считаю, что за последние несколько лет наш регион сделал значительный шаг вперед в этом направлении.
В 2012 году у нас избран второй состав Общественной палаты, которая сегодня стала уже ключевым звеном общественной структуры региона, принимая реальное участие во всех процессах социума и экономики.
У нас действуют институт Уполномоченного по правам человека, Уполномоченного по правам ребенка. Активно работает Ассоциация муниципальных образований региона. Все больше инициатив и проектов предлагают и реализуют общественные организации Кировской области. А сам факт масштабного, общерегионального продвижения проектов по поддержке местных инициатив и самообложения свидетельствует о растущей гражданской активности  жителей Кировской области.
Все, что сделано в регионе за минувшие годы, - это наша общая заслуга – органов власти, общественных объединений, бизнес-структур. И я надеюсь, что такое взаимодействие сохранится в будущем и получит развитие. У нас долгосрочные планы –  и все вместе мы сумеем их реализовать.
Благодарю за внимание!

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Последнее обновление: 09.10.2013 13:23:17