Бюджетное послание Губернатора Кировской области

27 сентября 2012 года

БЮДЖЕТНОЕ ПОСЛАНИЕ ГУБЕРНАТОРА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2013 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2014 И 2015 ГОДОВ

Слайды к выступлению (zip., 3 MB)

Уважаемые депутаты Законодательного собрания!

Настоящее Бюджетное послание подготовлено в соответствии со статьей 31 Закона области «О бюджетном процессе в Кировской области» с учётом приоритетов, сформулированных Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным в Бюджетном послании «О бюджетной политике в 2013–2015 годах» и стратегическими приоритетами и задачами, обозначенных мною в послании о социально-экономическом развитии области.

Основные цели бюджетной политики

Приоритеты бюджетной политики были определены при формировании областного бюджета на трехлетний период 2012-2014 годов. Сохранены основные цели бюджетной политики. Это - обеспечение устойчивого экономического роста, улучшение качества жизни жителей области, развитие местного самоуправления.

Основные направления для достижения целей бюджетной политики

Кроме того, напомню основные направления, по которым мы работаем:
- среднесрочное бюджетное планирование, что позволяет установить четкую взаимосвязь между приоритетами социально-экономического развития области и проводимой бюджетной политикой;
- осуществление бюджетного планирования на уровне умеренно оптимистических оценок перспектив развития экономики;
- обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы;
- интеграция бюджетного планирования в процесс формирования и реализации долгосрочной стратегии развития;
- повышение эффективности бюджетных расходов;
- создание стимулов на наращивание доходной базы местных бюджетов.
Сегодня я обозначу отдельные направления и новые задачи, требующие решения в плановом периоде.

Цели и задачи налоговой политики на 2013 на плановый период 2014 и 2015 годов

Итоги 2011 года и отчетного периода текущего года характеризуют стабильное развитие экономики Кировской области с преобладанием положительной динамики.
В консолидированный бюджет области в 2011 году привлечено 29,9 млрд. рублей налоговых и неналоговых доходов с ростом к 2010 году на  13%. В текущем году темп роста собственных доходов прогнозируется от      8 до 10% к уровню прошлого года, что соответствует выбранному направлению развития региона, предусматривающему бюджетное планирование на уровне умеренно-оптимистических оценок перспектив развития экономики. Также хочу отметить, что мы добиваемся поэтапного снижения дотационности бюджета Кировской области с 49% в 2009 до плановых 32% в 2012-м. В различных рейтингах поэтапно растут показатели инвестиционной привлекательности региона.
Разумеется, эта положительная динамика не повод успокаиваться, поэтому большинство задач по обеспечению финансовой стабильности и сбалансированности бюджетов сохраняют свою актуальность и на 2013 - 2015 годы.

Меры по укреплению доходной базы,(предоставление налоговых льгот)

1. Налоговое законодательство является одним из инструментов стимулирования экономики, и мы, конечно, вносим в него изменения, касающиеся выполнения приоритетных на сегодняшний день задач. Вместе с тем, действенность тех или иных мер поддержки нуждается в постоянном анализе. Считаю, что предоставление организациям реального сектора экономики налоговых льгот должно проводиться исходя из принципов эффективности их последующей отдачи в виде роста налоговой базы, увеличения количества рабочих мест, повышения уровня оплаты труда. Налоговые льготы это не самоцель – это инструмент, инструмент, помогающий развитию бизнеса, созданию новых рабочих мест, росту инвестиций. Если нет такой отдачи, то в чем смысл их предоставления?
Предлагаю ввести в практику ограничение сроков действия таких льгот – на временной основе, чтобы по истечении определенного срока решение о пролонгации действия льготы принималось уже по результатам проведенного анализа их результативности для бюджета. Есть отдельные льготы, которые не будут попадать под это правило. Это те, которые и так предоставляются фактически по результатам деятельности.

Меры по укреплению доходной базы

2. Первоочередной задачей для Правительства области и органов местного самоуправления остается укрепление доходной базы путем повышения качества администрирования налоговых и неналоговых доходов и привлечения к налогообложению неучтенных объектов недвижимости и земельных участков.
К сожалению, часть доходов, возникающих в результате деятельности на территории региона, используются за ее пределами. Я говорю, например, о некоторых вертикально или горизонтально интегрированных компаниях или компаниях, имеющих или входящих в филиальную или дочернею структуру. Фактически деятельность ведется в регионе – но центры прибыли формируются за пределами области. Я считаю, что у нас есть возможность совместно с федеральными органами и бизнес - сообществом сформировать новые условия, которые бы, с одной стороны, стимулировали бизнес платить налоги там, где он главным образом формирует свои доходы, с другой - дали ему возможность решать задачи собственного развития.

Мы заинтересованы в том, чтобы предприятия, работающие на нашей территории, регистрировались бы также в Кировской области, что позволило бы:
- повысить прозрачность деятельности предприятий;
- обеспечить образование центров формирования прибыли на территории области;
- пополнить бюджет территории.
В регионе острой остается проблема налоговой дисциплины. На сегодняшний день недоимка перед бюджетом области по налоговым платежам составляет почти 680 млн. рублей.
В связи с чем, задача снижения задолженности по платежам в бюджет области остается одной из приоритетных для органов власти всех уровней.

3. В ходе форума «Предпринимательство на Вятке» в рамках дискуссии с бизнес-сообществом мною было предложено 2013 год объявить Годом предпринимателя в Кировской области. Общая идеология этого решения такова. Мы готовы оказывать расширенные меры поддержки малому бизнесу – при условии соответствующей налоговой дисциплины и принципах общей корпоративной ответственности.
Вы прекрасно знаете, что характер и масштаб деятельности субъектов предпринимательства является важным индикатором делового и экономического климата в регионе.
В последние годы налоговая политика, проводимая государством, направлена на создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства. При этом часть субъектов  бизнеса стараются скрыть или занизить свои доходы. При ежегодном росте количества налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, уровень налоговой нагрузки на субъекты малого предпринимательства остается минимальным.

Налоговая нагрузка по налогам со специальным  налоговым режимом

Так если по организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, налоговая нагрузка по данному налогу составила за 2011 год 78,6 тыс. рублей, то по индивидуальным предпринимателям только 29,2 тыс. рублей.
Налоговая нагрузка на индивидуальных предпринимателей по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 2011 год в целом по области соразмерна уплате налога на доходы физических лиц гражданами со среднемесячной заработной платой в размере 8 тыс. рублей, а по отдельным районам, таким как Афанасьевский, Кирово-Чепецкий, Котельничский, Куменский,– на уровне заработной платы в размере ниже 3 тыс. рублей.
Вместе с тем, практически во всех муниципальных районах (городских округах) решениями о введении на соответствующей территории системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, установлены понижающие корректирующие коэффициенты для большинства видов деятельности.
Предлагаю органам местного самоуправления провести анализ размеров утвержденных корректирующих коэффициентов с учетом сложившейся налоговой нагрузки и пересмотреть их, начиная с 1 января 2013 года. При низком же уровне заработной платы наемных работников предлагаю установить максимальные коэффициенты.

Добросовестный, ответственный налогоплательщик

Добросовестный, ответственный налогоплательщик для бюджета – залог развития территории, где мы живем и работаем, а для органов власти – адекватный партнер, с которым можно выстраивать деловое общение и взаимопонимание. Мы все должны осознавать, что не будет налогов в бюджете – не будет развития социальной инфраструктуры. Мне иногда говорят в поездках по области – что вот какие хорошие предприниматели, помогают району, меценаты. Но налоги они при этом не платят. Так вот – меценатство, благотворительность начинается только после уплаты всех необходимых налогов. Иначе вся эта условно благотворительная деятельность фактически ведется за счет бюджета.
В целях возрастания роли малого бизнеса в формировании налогового потенциала бюджета области предлагаю бизнес - сообществу проводить работу не только по защите прав и интересов малого предпринимательства, что, безусловно, важно, но также принять все меры к развитию цивилизованного рынка на территории области, включая популяризацию и пропаганду идей положительного имиджа предпринимателя.
Степень остроты проблемы должна быть осознана всеми органами исполнительной власти области и органами местного самоуправления. Реальную помощь в этом вопросе мы также ждем и от Вас – депутатов законодательного Собрания Кировской области.

Повышение вклада субъектов бизнеса

Вклад каждого хозяйствующего субъекта в доходы бюджета должен соответствовать среднеотраслевым показателям. Недопустимо, когда уровень налоговой нагрузки схожих налогоплательщиков отличается в разы. Каждому такому случаю должна быть дана профессиональная и компетентная оценка. Это задача актуальна как для органов исполнительной власти области, так и для местного самоуправления.
Налогоплательщики, декларирующие убытки от финансово-хозяйственной деятельности, имеющие налоговую нагрузку ниже среднего уровня по хозяйствующим субъектам по виду экономической деятельности, имеющие значительные суммы задолженности в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации должны постоянно контролироваться органами исполнительной власти области, курирующими соответствующие виды экономической деятельности, а также должны быть предметом интереса налоговой службы и правоохранительных структур.

Меры по укреплению доходной базы, патентная система

С 2013 года вводится новый режим налогообложения - патентная система для индивидуальных предпринимателей, которая отличается от существующей, установленной в рамках упрощенной системы налогообложения. Данный налог должен вводиться в действие законами субъектов Российской Федерации и будет полностью зачисляться в бюджеты муниципальных районов и городских округов.
В настоящее время Правительством области готовится соответствующий проект закона области и я надеюсь, что он будет принят депутатами до 1 декабря.
После принятия закона мы ожидаем не просто «перетекание» налогоплательщиков из одной системы налогообложения в другую, а в большей степени вовлечение в налогообложение тех видов деятельности, которыми в настоящее время занимаются граждане, не регистрируясь в налоговых органах, это оказание услуг по ремонту жилья и дач, репетиторству, иных бытовых услуг. 
Вместе с тем для решения данной задачи необходима концентрация усилий всех органов власти, в том числе и правоохранительных органов, как по разъяснению гражданам необходимости приобретения патента, так и контроля за теми, кто занимается незаконной предпринимательской деятельностью, не регистрируясь в качестве индивидуальных предпринимателей.
И пусть ставки налога будут невысокие, но за счет вывода их из тени будет возможность более реально оценить экономический потенциал малого бизнеса.

Меры по укреплению доходной базы, налог на имущество

 4. Сегодня мы стоим на пороге принятия федерального закона «О налоге на недвижимое имущество». В 2010 году мы провели работу по переоценке объектов недвижимого имущества, принадлежащего гражданам.
Напомню Вам, почему мы проводили данную работу.
С 1998 года в области не менялась инвентаризационная стоимость имущества, которая является базой для исчисления налога на имущество физических лиц. В связи с этим сложившаяся инвентаризационная стоимость имущества сложилась самой низкой как по ПФО, так и одной из самых низких по Российской Федерации.
В среднем на одного налогоплательщика налога на имущество физических лиц в области приходилось чуть больше 30 рублей налога в год.
Практически затраты на сбор и администрирование налога превышали сумму собираемого налога.
После проведения переоценки сегодня мы видим, что бюджеты поселений и городских округов уже в текущем году получат дополнительные доходы в виде налога на имущество физических лиц. В общей сложности речь идет о 300 миллионах рублей, которые поступят, подчеркиваю, не в областной, а в местные бюджеты.
Считаю, что дополнительные средства от уплаты налога должны быть направлены на благоустройство территорий и создание комфортной среды обитания проживающего на этих территориях населения.
Вместе с тем, работа органов местного самоуправления с населением по своевременной регистрации ими права собственности на объекты недвижимого имущества – жилые дома, дачи, коттеджи и тому подобное ведется не всегда эффективно. В 1 полугодии текущего года зарегистрировано право собственности только на 105 объектов – это треть от дополнительно выявленных объектов, которые числятся как незавершенное строительство, но фактически готовы и эксплуатируются. Остальные объекты так и находятся вне налогообложения.
Необходимо активизировать работу с населением по вопросам регистрации строительных объектов, индивидуального жилищного строительства. Нередка ситуация, когда построенные дома и коттеджи годами не регистрируются - а это потерянные для бюджета деньги. Причем, как правило, речь идет совсем не о тех людях, для которых налоговые платежи являются тяжелым бременем. Не платят налоги зачастую те, кто имеет полную финансовую возможность исполняться свои обязательства. Такая ситуация недопустима и ее необходимо исправлять. Думаю, работа в этой сфере позволит без особенных финансовых затрат получить существенный доход в местные бюджеты.

5.Органы местного самоуправления, как наиболее близкий к населению уровень публичной власти, гораздо чаше сталкиваются с фактами нарушения установленных норм и правил, попадающих в категорию административных правонарушений. Вместе с тем, в сегодняшних условиях зачисления административных штрафов в областной бюджет, прослеживается ситуация, при которой у муниципалитетов отсутствует заинтересованность по привлечению нарушителей к ответственности и в повышении собираемости штрафов.
Со следующего года административные штрафы за нарушение правил благоустройства территорий передаются в доходы бюджетов поселений и городских округов. Полагаю, что данная норма должна стать инструментом по улучшению уровня благоустройства территорий, а также обеспечить местные бюджеты дополнительными доходами.

Сохранение темпов экономического развития области

6. В мае текущего года я выступал перед вами с посланием о социально-экономическом положении Кировской области, в котором изложен взгляд на сегодняшнюю ситуацию в регионе и ближайшую перспективу его развития. Нам необходимо добиваться сохранения и роста темпов экономического развития области и увеличение налогового потенциала.
В первую очередь это касается увеличения фонда оплаты труда, влияющего самым прямым образом на благосостояние, а значит, и качество жизни граждан.

Меры по укреплению доходной базы, легализация скрытой заработной платы

По области ежегодно выявляется более тысячи работодателей, которые начисляют заработную плату значительно ниже среднеотраслевого уровня.
Уровень заработной платы, которую показывают отдельные хозяйствующие субъекты и особенно индивидуальные предприниматели, составляет 4-5 тыс. рублей.
К сожалению, не всегда работники задумываются о последствиях выплаты заработной платы «в конверте». Получая такую зарплату, они лишаются существенной части пенсионных накоплений, которые в будущем могли бы увеличить размер его пенсии. То обстоятельство, что значительная часть работающего населения страны не сумеет обеспечить себе достойный уровень пенсионного обеспечения из-за сложившейся практики теневых выплат, может привести в конечном итоге к социальной напряженности.

Я убежден, что проблема зарплатных схем имеет общественное значение и не будет решена положительно, пока в обществе не сформируется непримиримое отношение к ней.
Считаю необходимым еще раз повторить, что повышение эффективности работы органов власти всех уровней по легализации скрытой заработной платы, должно стать устойчивой основой роста и фонда оплаты труда, и доходов бюджетов на предстоящий период. Мы планируем оценивать работу местных властей, в том числе, и по росту фонда оплаты труда, роста, которого, в том числе, можно добиться борясь с зарплатами в конвертах.

Меры по укреплению доходной базы. Совместная работа по направлениям

7. Необходимо продолжить практику совместной деятельности органов государственной власти области, органов местного самоуправления с налоговыми и другими контролирующими органами по соблюдению налогоплательщиками законодательства по направлениям, обозначенным в Плане мероприятий на 2012 – 2014 годы по повышению поступлений налоговых и неналоговых доходов, а также по сокращению недоимки бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденном Правительством области. Необходимо использовать накопленный опыт и в дальнейшем совершенствовать данную работу.

Теперь о целях и задачах бюджетной политики в области расходов на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов

Ключевое направление бюджетной политики

1. Ключевым направлением бюджетной политики в области расходов на предстоящий период считаю продолжение курса на повышение эффективности расходования бюджетных ресурсов.
 Поэтому основное отличие бюджета на предстоящую трехлетку - это принятие программного бюджета. Правительством области в текущем году разработаны и приняты все необходимые правовые документы, позволяющие уже с 2013 года реализовать в полном объеме данное направление. До конца года Правительству области необходимо утвердить 26 государственных программ, но дело не в количестве программ, а в их сути.

Что мы ждем от "программного" бюджета? Прежде всего, «программный» бюджет позволит увязать деятельность каждого органа исполнительной власти с приоритетами, зафиксированными в наших программных документах, каждый государственный рубль должен быть нацелен на конечный результат. Программно-целевой принцип бюджетного планирования обеспечит прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и результатами их использования в соответствии с установленными приоритетами. Считаю, что восприятие бюджета должно оцениваться через реализацию государственных программ.

Одной из причин перехода к государственным программам послужил тот факт, что в настоящее время в области принято достаточное количество долгосрочных целевых программ с неподкрепленными источниками их финансирования. В условиях ограниченности финансовых ресурсов на протяжении нескольких лет средства, предусмотренные программами, не коррелировались с возможностями бюджета и, как следствие, реально оценить эффективность их реализации было сложно. Поэтому Правительству области поручаю до 1 января 2013 года привести в соответствие объемы финансирования государственных программ и результаты под объем средств, предусмотренных в бюджете. Поскольку только так мы сможем оценить получаемый социально-экономический эффект, соразмерный объему израсходованных на те или иные цели средств.
К местным бюджетам мы в 2013-м требований по разработке муниципальных программ не предъявляем. Но уже с 2014 года необходим выход на «программный» бюджет и в муниципалитетах.

Электронный бюджет

2. Дополнительным элементом открытости и прозрачности бюджета, подотчетности финансовой деятельности и оценке эффективности расходов в предстоящем периоде является внедрение «Электронного бюджета» в рамах которого Правительством области проведена большая работа по реализации первого этапа создания и развития этой информационной системы управления общественными финансами. В дальнейшем необходимо обеспечить корректность и постоянную актуализацию информации, и продолжить выполнение мероприятий по внедрению системы.

Улучшение условий жизни

3. Как и было определено, основным направлением бюджетной политики в области расходов является улучшение условий жизни жителей области.
При формировании бюджета на 2012 год и на плановый период удалось реализовать намеченные направления, связанные с повышением заработной платы работникам бюджетной сферы, проиндексировать социальные выплаты.

Поэтапное повышение заработной платы

В плановом периоде предстоит не менее сложная задача по изысканию ресурсов для очередного этапа повышения доходов работников учреждений социальной сферы. В рамках реализации задач государственной социальной политики, определенных Президентом Российской Федерации необходимо обеспечить поэтапное повышение заработной платы отдельных категорий работников, занятых оказанием услуг в сфере образования, здравоохранения, социального обслуживания и культуры в целях ее роста к 2018 году до средней заработной платы в экономике региона.

Доведение средней заработной платы

Уже в 2013 году необходимо обеспечить доведение средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в экономике области, а средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования.
Кроме того, необходимо провести более быстрыми темпами повышение заработной платы работникам учреждений социального обслуживания и культуры, которые на сегодняшний день получают самую низкую заработную плату в бюджетном секторе.
Реализация принятых решений приведет к значительному увеличению расходов областного бюджета, направляемых на социальную сферу. По предварительным расчетам, реализация принятых мер потребует дополнительные расходы из консолидированного бюджета области на период до 2018 года в пределах 16 млрд. рублей, и только в 2013 году более 600 млн. рублей.
Таким образом, при реализации данного направления, областной бюджет становится еще более социально ориентированным. К сожалению, все это будет непросто вписать в те параметры областного бюджета, который сегодня есть.

Резервы поэтапного повышения заработной платы

Поэтому считаю, что необходимые средства должны быть изысканы, в том числе и за счет внутренних резервов в каждой отрасли. Выделение дополнительных ресурсов возможно только под конкретные реформы, необходимые структурные преобразования, а также изменения имеющихся расходных обязательств с точки зрения их оптимизации.
Правительству области необходимо разработать так называемую «Дорожную карту», как наглядное представление пошагового сценария развития отраслей. «Дорожная карта» изменений в отраслях социальной сферы должна быть направлена на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты.

Эффективный контракт

В настоящее время работники бюджетной сферы реализует свой потенциал, физический и интеллектуальный, не в полной мере и главная причина этого в отсутствии мотивации со стороны работодателя. Поэтому считаю необходимым внедрить механизм стимулирования работников бюджетной сферы к повышению качества оказания услуг через заключение «эффективного контракта». Данное направление планируется реализовать на федеральном уровне, и я считаю, мы должны внедрить его и у нас в области. Основная цель «эффективного контракта» - это оценить эффективность деятельности работников через систему оплаты труда, учитывающей различия в сложности выполняемой работы, количество и качество затраченного труда, систему нормирования труда. В этом зале, среди депутатов много руководителей предприятий, производств. И вы прекрасно знаете, что повышение зарплаты оправдано и возможно тогда, когда растет производительность труда. И внедрение «эффективного контракта» должно привести, прежде всего, именно к повышению производительности труда работников, а резервы для этого есть. «Эффективный контракт» должен четко определять условия оплаты труда сопоставимые с количеством, качеством и сложностью выполняемой работы, квалификации работников. При этом в условиях оплаты труда должны включаться: во-первых доходы по всем направлениям деятельности учреждения, и во вторых - получаемый работником «социальный пакет» виде предоставляемых льгот, досрочной пенсии и т.п..
Экономия расходов на закупку товаров, работ и услуг
Но учитывая, что реализация данных направлений потребует времени и дополнительных ресурсов, предлагаю уже сейчас при формировании областного бюджета на плановый период ввести экономию расходов на закупку товаров, работ и услуг, тем более что экономия средств складывается ежегодно, и начать подготовительную работу для внедрения вышеназванных механизмов.

Социальная поддержка отдельных категорий граждан

4. В области социальной поддержки отдельных категорий граждан следует продолжить практику увеличения размера выплат на прогнозируемый уровень инфляции. Дополнительно необходимо усилить меры поддержки семьям, имеющим детей и детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Приняты законы области по региональному материнскому капиталу, а также по ежемесячному пособию по уходу за третьим ребенком и последующими детьми до достижения ребенком возраста 3 лет, средства на реализацию которых необходимо предусмотреть в областном бюджете.
Реализация намеченных мер, а также исполнение инициатив в области социальной политики, исходящих от депутатов Законодательного Собрания области, приведет к увеличению социальных пособий гражданам только в следующем году почти на 720 млн. рублей.

Оптимизация расходов

5. Все вышеизложенное создает сложности по сбалансированности областного бюджета. Поэтому при формировании бюджета придется оптимизировать ряд расходов. Кроме того, необходимо рассмотреть вопрос о переносе ряда расходных обязательств на более поздние сроки, в основном связанных со строительством и реконструкцией объектов областной и муниципальной собственности.
В тоже время, считаю важным и принципиальным сохранить позиции по поддержке агропромышленного комплекса, с индексацией расходов как минимум на уровень инфляции.

Усиление роли местного самоуправления

6.  Как я уже говорил в послании о социально-экономическом развитии области, приоритетным направлением остается курс на усиление роли местного самоуправления. Мы неизменно ведем работу на повышение его самостоятельности, подкрепляя данные решения финансовыми источниками. В тоже время, необходимо сконцентрировать финансовые ресурсы на предоставление средств в виде грантовой поддержки, либо средств предоставляемых на конкурсной основе. Считаю, что только такие формы работы эффективно стимулируют органы местного самоуправления для того, чтобы активизировать свою деятельность, реализовать новые идеи и начинания.

Основные направления бюджетной политики в области межбюджетных отношений

На предстоящий период будут сохранены основные направления бюджетной политики в области межбюджетных отношений, но я хочу обозначить несколько направлений, которые являются наиболее приоритетными:
Будет продолжена реализация направлений по стимулированию самообложения граждан. При этом уже принято решение об увеличении софинансирования средств собранных муниципальными образованиями области и средствами, направляемыми из областного бюджета в соотношении 1 рубль к 1,5.

Особое место в грантовой поддержке должно быть отведено поддержке местных инициатив. Учитывая положительные результаты работы в данном направлении необходимо на предстоящий плановый период рассмотреть  возможность увеличения объема средств, предоставляемых из областного бюджета, а также расширить число участников Проекта. В текущем году число участников было расширено за счет включения в их состав муниципальных районов, а с 2013 года предлагаю включить еще и городские округа.

В текущем году мы активно работали с ассоциацией «Cовет муниципальных образований области» по возможности и целесообразности расширения использования грантового механизма. С учетом всестороннего обсуждения принято решение о предоставлении грантов на проведение ремонтных работ и мероприятий по противопожарной безопасности в муниципальных учреждениях культуры.
Перечень грантовых форм поддержки, стимулирующих развитие муниципальных образований, будет расширяться. О некоторых новых формах мы объявим в ближайшее время. Но поскольку это будут гранты по результатам работы в 2013-м году, мы учтем их в проекте бюджета на 2014й год.

Сбалансированность бюджета

7. Вопрос сбалансированности – один из самых сложных вопросов, возникающих при формировании регионального бюджета. Поскольку бюджет ежегодно принимается с дефицитом, увеличивается объем государственного долга. Вместе с тем на фоне регионов Приволжского федерального округа по уровню долговой нагрузки Кировская область выглядит одной из лучших, мы находимся на пятом месте из 14-ти территорий округа. Это подтверждает осуществление Правительством области умеренной долговой политики. Утверждённый верхний предел государственного долга области на 1 января 2013 года не превышает 60% от предельно возможного, и мы планировали удержать этот уровень в среднесрочной перспективе.
Однако, учитывая необходимость реализации новых задач, удерживать объём государственного долга Кировской области на этом уровне без помощи федерального бюджета становится практически невозможно. С ростом объёмов заимствований областного бюджета одновременно с государственным долгом возрастут и расходы на его обслуживание.
Поэтому на плановый период должны действовать жесткие ограничения и четкая приоритезация расходов бюджета. Обращаюсь и к депутатам Законодательного Собрания области, что при рассмотрении инициатив, влекущих дополнительные расходы областного бюджета, необходим взвешенный подход, иначе может возникнуть угроза невыполнения принятых обязательств.

Программа повышения эффективности бюджетных расходов

8. В 2013 году завершается реализация Программы повышения эффективности бюджетных расходов Кировской области. Выполнение в полной мере предложенных программой мер создаст организационные и правовые предпосылки для повышения эффективности бюджетных расходов. Итоги программы мы подведем уже в 2013 году, при этом, я уверен, что не нужно останавливаться на совершенствовании управления общественными финансами. Поэтому считаю важным и необходимым в 2013 году разработать новую программу, которая будет продолжением начатых мероприятий с возможным горизонтом планирования до 2018 года.

Подводя итоги, хочу еще раз отметить, что предстоящий год, а также последующие два года на которые идет бюджетное планирование, разумеется, не окажутся простыми, поэтому все ветви региональной власти должны проводить ответственную бюджетную политику, обеспечивающую максимальную эффективность бюджетных расходов в реализации задач социально-экономического развития региона.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Последнее обновление: 27.09.2012 14:58:59