27 Января 2017, 09:08

Максим Кочетков: «Мы готовы к диалогу»

Максим Кочетков: «Мы готовы к диалогу»

Максим Николаевич Кочетков вошел в состав Правительства области в качестве исполняющего обязанности зампредседателя в сентябре 2016 года. Соответствующий указ был подписан врио Губернатора Игорем Васильевым. До приезда в Кировскую область Кочетков работал заместителем генерального директора ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла», затем директором департамента судостроительной промышленности и морской техники Министерства промышленности и торговли РФ, а в 2016 году был приглашен на должность советника Министра промышленности и торговли РФ. О том, как столичного служащего «занесло» в провинциальную Вятку, каким видится ее потенциал и к чему нужно стремиться, он рассказал в интервью.

- До последнего времени вы работали советником министра промышленности и торговли. Получили приглашение переехать на работу в не самый благополучный регион. Легко ли это решение далось?

- Безусловно, это серьезное решение, а любое серьезное решение всегда принимается осознанно. Я был в курсе, что в регионе имеется ряд проблем. Но Кировская область - край достаточно интересный: есть и потенциал, резервы есть, а, значит, есть возможность решить эти проблемы. Это вселяет оптимизм и уверенность. Я никогда не избегал решения сложных вопросов. Чем сложнее, тем интереснее. При соответствующих подходах можно вывести область на достойное место среди регионов.

Кроме того, считаю предложение о переезде оказанным доверием, а я привык дорожить доверием. Я просто не мог поступить иначе. Когда доверяют, появляется дополнительное желание преодолевать сложности. И еще один из моментов: для меня ценно то, что я работаю в команде профессионалов, специалистов высокого класса.

- Как вы оцениваете состояние промышленных предприятий региона? Каким предприятиям нужна поддержка в первую очередь? В чем она может состоять?

- Как раз промышленность – достаточно мощный потенциал для развития экономики региона. Объем производства промышленной продукции на сегодня имеет устойчивую положительную динамику роста в большинстве отраслей промышленности. Основные показатели промышленного производства превышают показатели Приволжского федерального округа и Российской Федерации. Продукция наша востребована, имеет широкие рынки сбыта.

Предприятия промышленного блока приносят более 40% дохода в бюджет области, то есть практически каждый второй рубль.

26 процентов от общей численности работающих в экономическом секторе региона – сотрудники промышленных предприятий. Среднемесячная заработная плата в промышленном секторе по состоянию на 1 сентября 2016 года составляет 24,6 тыс. рублей, что в целом выше среднемесячных зарплат в других отраслях.

Химическое производство, машиностроительный и лесопромышленный комплексы, металлургия, фармацевтика и биотехнологии, как отметил врио Губернатора, наши основные «точки роста» для развития экономики региона.

Однако имеется и ряд проблем, которые предстоит решить.

Снижение спроса на производимую продукцию, острая нехватка собственных оборотных средств, физический и моральный износ основных производственных фондов, высокая стоимость кредитных ресурсов обернулись процедурами банкротства для ряда предприятий. Проблемные ситуации мы держим на постоянном контроле, оказываем возможное содействие.

Около 80 процентов продукции машиностроительной отрасли приходится на гособоронзаказ. У этих предприятий также имеются проблемы, в числе которых поздние сроки авансирования и расчета за отгруженную продукцию, зависимость от объемов гособоронзаказа. После 2020 года объемы гособоронзаказа в России будут значительно сокращены. И руководству предприятий оборонно-промышленного комплекса, и региональной власти уже сегодня нужно серьезно заняться вопросами диверсификации. Задача серьезная, масштабная. И времени, собственно, не так много – всего три года. Глава региона держит в поле зрения эти вопросы, находится в постоянном рабочем контакте с руководителями этих предприятий. В регионе уже есть ряд предприятий, выпускающих востребованную гражданскую продукцию. Например, АО «ЛЕПСЕ» освоена большая номенклатура товаров народного потребления и гражданской продукции: различные виды электроинструмента, водяные насосы, кухонная и бытовая техника, электродвигатели различной мощности, разработаны и запущены в производство медицинский синтезатор озона, различные модификации центробежных насосных установок для добычи нефти, станок электрохимической размерной обработки.

Инновационным направлением для «Кировского завода «Маяк» является производство медицинской техники.

АО «ВМП «Авитек» производит грузоподъемные механизмы и системы, продукцию для ОАО «РЖД».

Важно отметить, что предприятиям, которые начинают диверсификацию, не нужно замыкаться в своей сфере. Необходимо налаживать кооперацию, причем, не только с коллегами-промышленниками, но и с научно-исследовательскими сообществами. Примером успешной кооперации может служить сотрудничество завода «Сельмаш» и ЗАО «Кировский молочный комбинат»: при модернизации производства молочного комбината часть оборудования заказывалась у нас в регионе, в Кирово-Чепецке.

Также мы планируем продолжить работу с организациями и структурами, предоставляющими меры господдержки, в том числе с федеральным Фондом развития промышленности, который действует при министерстве промышленности и торговли РФ. Предприятия области должны обладать всей актуальной информацией о существующих инструментах господдержки и уметь эффективно их использовать в своей работе. За последние два года только 5 предприятий области получили финансовую поддержку при содействии ФРП. Сумма, конечно, неплохая, около 1 млрд рублей. Но этого явно недостаточно: руководство региона такая ситуация не устраивает. Поэтому 18 января, по приглашению врио Губернатора, в Киров приезжал директор Фонда развития промышленности Алексей Комиссаров. Состоялась открытое мероприятие для бизнес-сообщества. Алексей Геннадьевич рассказал о направлениях работы Фонда, ответил на вопросы. Подобные мероприятия настраивают представителей бизнеса и власти на конструктивный диалог.

Также необходимо уделять внимание и кадровой политике.

В рамках данного направления Правительство области и ВятГУ подписали двустороннее соглашение о взаимодействии по формированию кадрового резерва при Губернаторе. Учитывая значимость промышленного блока для экономики региона, именно промышленный сектор стал основой для формирования кадрового резерва.

Одним словом, если работу удастся сделать системной, думаю, будет и конкретный результат.

- Помогают ли связи в Минпромторге решать кировские проблемы?

- Административный ресурс, безусловно, влияет на решение поставленных задач. Не столько связи, сколько полученные опыт и знания, конечно, дают свои результаты. Помогают успешно устанавливать партнерские, деловые отношения, быстро ориентироваться в сложной обстановке.

- Кировская область особенно богата лесными ресурсами, но сфера лесной промышленности так и не стала локомотивом экономики региона. В чем причина? Как исправить эту ситуацию?

- Действительно, при том огромном потенциале лесных ресурсов, которым обладает Кировская область, вклад лесной промышленности в экономику региона явно недостаточным. Лесами покрыто 63 процента ее территории, около 8 миллионов гектаров лесных угодий, расчетная лесосека - 17 миллионов кубометров древесины, общий объем лесоматериалов – более 1 млрд кубометров. А лесопромышленный комплекс занимает всего лишь порядка 6 % в экономике области. В областной бюджет в 2016 году от лесного хозяйства поступило немногим более 300 млн руб. Нас это не устраивает.

Ситуация в лесном хозяйстве с самого начала оказалась в центре внимания врио Губернатора Кировской области Игоря Владимировича Васильева. По его поручению Правительством области развернуты работы по созданию эффективного и прозрачного механизма контроля за оборотом лесных ресурсов.

Работа ведется по трем направлениям. Первое - это законодательная работа. В 2016 г. был принят Закон Кировской области, которым установлены требования к организации деятельности пунктов приема и переработки древесины, а также порядок приема и учета принятой древесины.

Также в декабре 2016 г. было принято распоряжения Правительства Кировской области о реестре недобросовестных арендаторов лесных участков.

Подготовлен проект постановления «Об отборе заявок на реализацию приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов на территории Кировской области».

Во-вторых, впервые организовано максимально эффективное взаимодействие всех заинтересованных сторон по предупреждению и пресечению незаконного оборота древесины. Министерством лесного хозяйства Кировской области, УМВД России по Кировской области, прокуратурой области подписан совместный приказ о взаимодействии.

В-третьих, использование современных информационных технологий, к которым относятся и видеофиксация грузовых автомобилей, перевозящих лесоматериалы по территории Кировской области, и применение беспилотных летательных аппаратов, использование данных дистанционного зондирования Земли.

Также нами будет закончена работа над новым геоинформационным ресурсом - интерактивной картой лесного комплекса Кировской области, которая позволит в оперативном режиме получать информацию по каждому арендованному или свободному лесному участку.

Для формирования справедливых рыночных цен на лесоматериалы и древесину, повышения «прозрачности» рынка лесопродукции и развития лесопромышленного комплекса Кировской области в целом, планируем организацию биржевых торгов лесоматериалами: 17 января врио Губернатора Игорь Васильев и президент Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой Биржи Алексей Рыбников подписали соглашение о сотрудничестве по развитию биржевых торгов лесоматериалами и древесиной.

Результатом всей этой работы станет формирование системы отношений с понятными правилами. Своевременное перечисление арендной платы, налоговых платежей, «белые» зарплаты послужат залогом успешного и эффективного развития лесного бизнеса на территории Кировской области.

- Оправдали ли себя так называемые инвестиционные проекты в лесной сфере, когда лес отдавали на льготных условиях взамен на некое развитие нового производства? Почему область несла убытки в таком прибыльном сегменте экономики, как лесное хозяйство? Способны ли будут лесные аукционы решить имеющиеся проблемы?

- Значительная часть лесного фонда передана в аренду на чрезвычайно льготных условиях. При этом ряд арендаторов откровенно спекулирует лесом, который не заготавливают и не перерабатывают. В частности, это касается инвестиционных проектов.

Из 8-ми включенных в перечень приоритетных инвестиционных проектов Кировской области в сфере ЛПК только два проекта выполнены и завершены (один в 2015 году, другой в 2016 году), а в шести проектах есть нарушения по срокам и условиям соглашений. Выданы четыре предписания и два предостережения на устранение выявленных нарушений. На прошлой неделе были проведены повторные проверки приоритетных инвестиционных проектов. Вынужден сообщить, что ни одна из организаций не учла их в своей деятельности. В ближайшее время нами будут ряд проектов будет исключен из перечня приоритетных инвестиционных проектов в соответствии с законодательством.

Одним из действенных способов обеспечения лесными ресурсами добросовестных лесопользователей стала организация аукционов купли- продажи лесных насаждений. Только за два аукционных дня в начале декабря 2016 года продажа чуть менее 50 тысяч кубометров леса дала в бюджетную систему около 30 миллионов рублей. Если раньше цена была в пределах от 147 до 47 рублей за кубометр, то на нынешних аукционах торги начинались с фиксированной цены. В итоге, по результатам торгов, средняя цена за кубометр древесины составила 539,2 руб. при начальной цене в 500 руб. за кубометр. Максимальная цена за кубометр по одному из лотов составила 1143, 4 рубля. Полагаю, комментарии излишни.

Министерство лесного хозяйства Кировской области в 2017 году продолжит работу по организации и проведению аукционов. Чтобы обеспечить более высокие социально-экономические результаты от их проведения, при подборе лесосек будет обеспечено взаимодействие с органами местного самоуправления и представителями бизнеса. В январе 2017 года министерством планируется выставить на аукционы лесные насаждения с общим запасом древесины не менее 300 тыс. куб. метров. А всего за 1 квартал планируется выставить ориентировочно 1 млн куб. метров.

- Расскажите подробнее о проверке пунктов отгрузки древесины, проведенной в декабре прошлого года в Подосиновском районе?

- 15 декабря 2016 года министерством лесного хозяйства Кировской области совместно с представителями УФНС и УБЭП проведена выездная проверка законности отгрузки древесины с железнодорожного тупика в пгт. Демьяново предприятиями ООО «Альянс-Нефть» и ООО «Каскад».

На основании сравнения данных в единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней (или ЕГАИС) и договоров «АльянсНефть» за 2015 – 2016 годы выявлены расхождения в данных о покупке древесины в 4 раза, а о продаже – в 30. При проведении проверки выявлено несоответствие объемов договоров покупки и договоров продажи ООО «Альянс-Нефть» в 13 раз.

По данным ОАО «РЖД», в Китай ушло больше полутора тысяч тонн фанерного кряжа, а всего фирмой отгружено за этот период порядка 9 тысяч тонн фанерного кряжа. Это существенно меньше, чем отражено в ЕГАИС.

Налицо несоответствие объемов покупки, продажи и перевозки ж/д транспортом древесины организациями ООО «АльянсНефть» и ООО «Каскад».

Вдобавок получена информация о работе китайских граждан на территории железнодорожного тупика. Законность их пребывания и работы на территории Кировской области будет проверена.

Мы и дальше продолжим совместную работу министерства лесного хозяйства и УФНС России по Кировской области в части анализа данных, содержащихся в ЕГАИС. Региональный минлесхоз будет на постоянной основе вести анализ и сопоставление данных ЕГАИС и
ОАО «РЖД» по выявлению несоответствий. Это не последняя проверка, мы и дальше планируем организовывать еженедельные выездные проверки пунктов отгрузки древесины ж/д транспортом, и в этой работе мы рассчитываем на помощь глав муниципалитетов.

Надеемся, эти действия позволят изменить ситуацию, складывающуюся на железнодорожных пунктах отгрузки древесины и вывести значительную часть оборота лесных ресурсов из «тени».

- В Кировской области есть несколько предприятий и промышленных площадок, которые давно на виду, но признаков эффективной работы, а то и просто работы пока никто не видит.

- Скрывать не буду, в настоящее время наблюдается низкая эффективность деятельности промышленных парков. Мы понимаем, что данную работу нужно менять и принимать активную позицию в данном направлении.

Нашими усилиями 28 декабря минувшего года введен в эксплуатацию промышленный парк в г. Вятские Поляны. Общий объем финансирования в период 2010 – 2011 годов составил 509,7 млн. рублей, в том числе средства федерального бюджета 451,5 млн. рублей, областного бюджета – 58,2 млн. рублей.

На основании уже заключенных соглашений с пятью резидентами, комплекс зданий производственного назначения общей площадью 8400 кв. метров в 2017 году рассчитываем заполнить максимально. При выходе инвестиционных проектов резидентов на проектные мощности планируется создание более 200 рабочих мест.

На завершение строительства промпарка «Слободино» нами привлечены 127,8 млн рублей из средств федерального бюджета. Планируется 100-процентное заполнение парковой зоны. При выходе инвестиционных проектов резидентов на проектные мощности планируется создание более 300 рабочих мест.

Ведется непрерывная работа по привлечению резидентов в индустриальный парк в сфере индустрии детских товаров «Игороград». В настоящее время занято арендаторами около 60 % производственного корпуса и практически 60% административно-бытового корпуса.

- В прошлом году завершилось уничтожение химического оружия на предприятии в Марадыково. Как планируется использовать эту современную технологическую площадку после того, как на заводе пройдут мероприятия по обезвреживанию производственных помещений?

- Одним из возможных направлений развития в этой сфере является создание на базе бывшего Марадыковского химарсенала нового производства. Есть несколько вариантов, которые мы сейчас прорабатываем вместе с федеральными министерствами.

Первый предусматривает импортозамещающее производство фосфорной кислоты с получением побочных продуктов (красного, желтого фосфора). Это поможет закрыть потребности не только нашей области, но и всей России в данных продуктах.

Второй вариант предусматривает создание предприятия по переработке опасных отходов 1-2 классов опасности. Российская Федерация испытывает серьезный дефицит в таких производствах. В связи с чем предприятие может закрепить статус межрегионального оператора и обеспечивать потребности регионов Центрального, Приволжского и Западно-Уральского округов.

В настоящее время направлены информационные письма в Федеральные институты развития (Фонд развития промышленности, АСИ, РОСНАНО, Фонд содействия реформированию ЖКХ) с предложением оказать содействие по привлечению инвестора на промышленную площадку. Также будет продолжена работа с Минобороны России и Минпромторгом России по вопросу безвозмездной передачи имущественного комплекса и земельного участка объекта «Марадыковский» в собственность Кировской области.

В качестве одного из вариантов перепрофилирования объекта министерством охраны окружающей среды Кировской области рассматривается вопрос создания межмуниципального предприятия по глубокой переработке твердых коммунальных отходов с получением тепловой и электрической энергии.

Вместе с тем, привлечение потенциальных инвесторов сдерживается рядом факторов: отсутствием порядка, условий и сроков передачи объектов имущественного комплекса объекта (строения находятся в собственности Минпромторга России) и земель Минобороны России, на которых расположен объект, в ведение Кировской области для дальнейшей передачи их потенциальному инвестору в рамках реализации инвестиционного проекта; невозможностью вовлечения имущественного комплекса в хозяйственный оборот без наличия заключения санитарно-эпидемиологических служб о безопасности зданий и сооружений; часть территории объекта используется Минобороны России.

- В декабре прошлого года истекли сроки работы полигона твердых бытовых отходов в Костино. Где все-таки будет построена новая городская свалка?

- Для начала хочу уточнить. Около поселка Костино находится два объекта размещения отходов.

Первый - это закрытая свалка твердых бытовых отходов, которая эксплуатировалась с 1997 года по 2006 год. Сейчас вопрос о рекультивации этой свалки прорабатывается Правительством области совместно с администрацией города Кирова.

Второй – действующий полигон в п. Костино в 1,5 км от закрытой свалки, собственником которого является администрация города Кирова и который эксплуатируется ООО «САХ» с 2006 года на условиях аренды. Сейчас администрацией города принято решение о продолжении эксплуатации данного объекта до ввода нового полигона. И это вполне допустимо с точки зрения санитарного законодательства (допускается эксплуатация с дозагрузкой 10% от проектной мощности).

Говоря о строительстве нового объекта, акцентирую ваше внимание, что речь идет не о новой свалке, а о новом полигоне. Полигон – это техническое сооружение для размещения отходов, обеспечивающее, в отличие от свалки, защиту окружающей среды.

Напомню, что начатое в прошлом году в Слободском районе около д. Осинцы строительство нового полигона по инициативе частного инвестора приостановлено.

В настоящее время продолжаются начатые по инициативе врио Губернатора области поиски нового участка под строительство полигона твердых коммунальных отходов.

Варианты есть, но, на каком участке мы остановимся, говорить, думаю, пока преждевременно. Отмечу, что одновременно ведется также поиск инвестора по созданию полигона на условиях государственно-частного партнерства.

При выборе любого участка, и я это особо подчеркиваю, будет проведена процедура общественных слушаний.

- Какая ведется работа по возвращению в регион крупных и не очень налогоплательщиков?

- Это очень важный вопрос. По информации УФНС, для среднего и малого бизнеса основными причинами смены места регистрации являются прежде всего уход от проверок и контрольных мероприятий налоговых органов, взыскание задолженности по налоговым платежам.

А вот для крупных предприятий перерегистрация связана с консолидацией объемов перечисления налога на прибыль по месту нахождения обособленного подразделения.

Правительство Кировской области такая ситуация не устраивает. Обращаю внимание руководителей предприятий, бизнеса: власть готова к диалогу и готова оказывать поддержку и помощь тем предприятиям, которые зарегистрированы на территории нашего региона, которые платят налоги и работают на развитие Кировской области. Возможно, можно обсуждать сокращение сроков различных регистрационных и разрешительных процедур и условий их предоставления.

О создании преференций при выделении земельных участков, заключения договоров аренды имущества и лесных участков, получения лицензий.

В целях сохранения объемов налоговых поступлений и увеличения поступлений в региональный бюджет проведена работа с руководством АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей» по вопросу временного сохранения на территории Кировской области Филиала № 2 АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей». На протяжении последних двух лет Филиал № 2 является крупнейшим налогоплательщиком области, обеспечивая 13% поступлений налога на прибыль. Сохранение в Кирове Филиала № 2 АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей» обеспечило поступление в бюджет региона в 2016 году более 600 млн рублей.

По итогам встречи главы региона с руководством АО «АВВА РУС» в ноябре 2016 года достигнута предварительная договоренность о перерегистрации предприятия на территории Кировской области.

Также в рамках достигнутой договоренности АО «ОХК «Уралхим» осуществит платеж налога на прибыль в бюджет региона на сумму 500 млн руб. Первая часть платежа поступила в декабре 2016 года.

Также в декабре Губернатор особо отметил предприятия, исполнившие свои обязательства, вручив им благодарственные письма.

Со своей стороны Правительство области заинтересовано, чтобы к нам в регион приходили серьезные инвесторы со своими проектами во всех сферах – и в машиностроении, и в лесном комплексе, и в других отраслях. Мы готовы оказать им всестороннее содействие.

И, конечно, важно, чтобы предприятия не уходили из региона, не использовали серые схемы ухода от налогов, а вкладывали, прежде всего, в производство, увеличивали налоговые поступления в бюджет, участвовали в социальной жизни региона и в итоге способствовали экономическому развитию Кировской области.


Пресс-центр Правительства Кировской области

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.