29 Июня 2019, 14:31

Министр просвещения РФ приняла участие в прямом диалоге с директорами сельских школ на заседании рабочей подгруппы Госсовета

Губернатор Кировской области Игорь Васильев провел четвертое очное заседание рабочей подгруппы «Образование» рабочей группы Государственного совета РФ по направлению «Образование и наука». Оно прошло в Московской области при участии министра просвещения РФ Ольги Васильевой. Кировскую область на мероприятии также представлял первый заместитель председателя правительства Дмитрий Курдюмов. Одной из главных тем заседания стало обсуждение вопроса поддержки сельских школ.

Помимо членов рабочей подгруппы, в мероприятии принял участие председатель комитета по образованию Государственной Думы России Вячеслав Никонов, так как некоторые вопросы требовали нормативного урегулирования и законодательной инициативы, а также директора сельских школ страны, которые имели возможность в ходе прямого открытого диалога задавать актуальные вопросы как представителю Госдумы, так и министру просвещения России.

Участники заседания обсудили тему возможного предоставления сельским школам преимуществ в части санитарно-эпидемиологических требований и установления единых принципов финансирования. Вячеслав Никонов в ходе диалога подчеркнул, что на сегодняшний день необходимо дать определение малокомплектной сельской школе для того, чтобы эти преференции установить. Кроме того, нужно разработать критерии оснащения малокомплектных школ, все школы подключить к высокоскоростному интернету, проработать вопрос дистанционного обучения и наладить их взаимодействие с профессиональными образовательными учреждениями. Председатель комитета по образованию Государственной Думы РФ особо отметил необходимость предоставления целевого поступления в вузы для детей из сельских школ.

Министр просвещения Ольга Васильева подчеркнула, что проблема сельских школ является центральной для регионов России.
 
– Самое большое количество школ в стране на сегодняшний день – это школы в сельских территориях. Их насчитывается 23,5 тысячи, и именно они имеют самый малый охват детей, которые в этих школах обучаются. Из 1,3 млн педагогов, работающих в системе образования страны, 340 тысяч преподают в малокомплектных сельских школах. Каждый субъект РФ определяет понятие малокомплектности сам. Чаще всего это школы, где насчитывается до 100 учеников, но есть и такие, в которых учатся по 2-3 человека. Позиция министерства четкая – закрывать эти школы нельзя, но делать с ними что-то нужно. Вопрос для нашей страны чрезвычайно важен, – подчеркнула Ольга Васильева.

Необходимо совершенствовать нормативную базу, регулирующую вопросы финансирования сельских малокомплектных школ, и очень важно рассмотреть этот вопрос на федеральном уровне, определив возможные меры и правовые аспекты, позволяющие обеспечить финансирование таких школ и не допускать их закрытия.

Ольга Васильева добавила о необходимости реализации льготной ипотеки для педагогов и попросила членов рабочей подгруппы более детально рассмотреть этот вопрос. Еще одной немаловажной задачей является сокращение отчетности, то есть дебюрократизации, для сельских школ.

Руководитель рабочей подгруппы Игорь Васильев отметил, что школа на селе играет особую роль, являясь зачастую единственным культурно-образовательным и досуговым центром поселения, поэтому нужно разработать новые эффективные механизмы поддержки и развития сельских школ.

 – При этом не нужно забывать, что главным является возможность равного доступа к получению качественного образования, чтобы дети независимо от места проживания были бы конкурентоспособны в будущем. Мы неоднократно говорили, что опорные школы, которые будут создаваться в регионах, а где-то уже создаются, как в Кировской области, могли бы стать центрами культурно-просветительской и спортивной жизни муниципалитета и иметь больше возможностей финансирования и поддержки, – отметил Игорь Васильев.
 
По словам главы региона, сегодня здания и помещения сельских школ часто не соответствуют современным нормам. Нормативы подушевого финансирования общеобразовательных организаций включают фонд оплаты труда и учебные расходы, средств на развитие материально-технической базы не всегда хватает, поэтому было озвучено предложение разработать рекомендации для органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по формированию единых подходов к нормативно-подушевому финансированию.

– Процесс уже идет. Модели регионализации образования могут быть разные, но правовое регулирование должно позволять строить разные модели, исключив риски. При этом обязательно учитывать мнение жителей сел и органов местного самоуправления. Сохранение школ очень важно, – подчеркнул Игорь Васильев. – Вопрос передачи отдельных школ на региональный уровень необходимо внимательно изучить с учетом анализа существующего опыта, который уже имеется у субъектов РФ.
 
Как отметила Ольга Васильева, в Кировской области результаты регионализации – одни из самых лучших по стране, причем эффект был получен за короткое время. Так, в регионе уже 58 школ являются государственными, и процесс передачи школ с муниципального на областной уровень продолжается.

– За это выражаем благодарность Игорю Владимировичу Васильеву и Дмитрию Александровичу Курдюмову, потому что проект по регионализации образования в Кировской области хорош и с точки зрения качества образования, и с точки зрения финансирования, – подчеркнула министр.

Обсудили на заседании и вопросы поддержки учителей. Одной из мер, направленной на привлечение педагогических работников в сельские школы, станет программа «Земский учитель», которую запустят с 2020 года. Эта инициатива позволит педагогам получить ощутимую финансовую поддержку государства. В рамках программы учителя, готовые на определенных условиях переехать для работы в села и малые города, получат единовременную выплату в размере 1 млн рублей.

Отметим, на следующем заседании рабочей подгруппы планируется обсудить вопросы развития профессионального образования в стране. Министр просвещения РФ выразила готовность принимать участие в заседаниях подгруппы.

Пресс-центр Правительства Кировской области

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.