Правительство Кировской области

На заседании рабочей подгруппы Госсовета Игорь Васильев обсудил вопросы регионализации образования

6 Декабря 2019, 18:01

Участники также затронули тему организации дошкольного образования в стране

6 декабря губернатор Кировской области Игорь Васильев провёл заседание рабочей подгруппы «Образование» рабочей группы Госсовета Российской Федерации по направлению «Образование и наука». Оно прошло в Москве в Российском университете кооперации. Участники обсудили вопросы регионализации общего образования и оптимальные пути организации дошкольного образования.

В заседании приняли участие замминистра просвещения РФ Виктор Басюк, референт Управления Президента РФ по научно-образовательной политике Андрей Гудков, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский, директор Департамента развития педагогических кадров и контроля управления ресурсами Минпросвещения России Мария Хлопотных, а также представители субъектов. От Кировской области с докладом выступил первый заместитель председателя правительства региона Дмитрий Курдюмов.

Открывая заседание, Игорь Васильев отметил, что в рамках нацпроектов «Образование» и «Демография» во всех регионах страны обновляется инфраструктура, создаются новые места в школах и детских садах, открываются технопарки «Кванториум», учреждения оснащаются современным оборудованием.

– Весь комплекс реализуемых мероприятий предполагает выстраивание во всех субъектах РФ единого образовательного пространства и формирование единой кадровой политики. Настало время на высшем уровне определить единые принципы начисления зарплаты педагогическим работникам, рекомендовать основные подходы к финансированию образовательных организаций, проработать ФГОСы. В настоящее время полномочия и ответственность в общем образовании между субъектом и муниципалитетом чётко не разделены, в связи с чем субъекты инициируют регионализацию общего образования. Органы местного самоуправления должны активно участвовать в процессе организации образования, в первую очередь, в части создания инфраструктуры, – подчеркнул Игорь Васильев.

Как отметил Виктор Басюк, вопрос регионализации очень важен для Министерства просвещения РФ, так как именно на ведомстве лежит важнейшая функция по формированию государственной политики в сфере общего образования.

– Несмотря на то, что многие учреждения являются муниципальными, всё больше возрастает доля участия региона в содержании и развитии этих образовательных учреждений, – подчеркнул замминистра. – У нас 20 пилотных субъектов, в которых осуществляется регионализация образования, и сегодня мы заслушаем успешный опыт регионов. Постепенный переход системы управления образовательными организациями по пути регионализации позволит повысить качество образования в соответствии с государственными задачами, поставленными президентом Владимиром Путиным.

По словам Виктора Басюка, это поможет обеспечить прозрачность финансового обеспечения и доступ муниципальных образовательных организаций к ресурсам региона, окажет методическую поддержку отдельных школ, в том числе сельских малокомплектных, и устранит проблемы, связанные с профессиональных дефицитом педагогических кадров.

Дмитрий Курдюмов рассказал участникам заседания, что Кировская область с 2018 года  создает государственную модель управления общим образованием. Доля сельских школ в области составляет 66%, при этом в них обучается всего 17% школьников.

– Школа играет на селе особую роль. Это не только место, где дети могут получать образование, это также и культурно-спортивный центр для всех граждан населённого пункта. Поддержка, сохранение сельских школ рассматривается нами как стратегическая часть программы экономического развития области. Проект регионализации общего образования был всесторонне проработан, одобрен педагогическим сообществом, общественностью, профсоюзами, поддержан советом муниципальных образований, районными думами, – подчеркнул первый зампред.

Опорные школы обеспечивают единство образовательных и воспитательных программ, единое информационное пространство, внедряют эффективные формы использования и управления государственным имуществом. С 1 января 2018 года в каждом муниципальном районе Кировской области начали свою работу 47 государственных опорных школ. С 1 января 2019 года в областную собственность было принято 11 новых школ, к ним присоединено 18 малочисленных, при этом в 6 районах все школы стали государственными. С 2020 года в областную собственность перейдут еще три школы со структурными подразделениями.

На заседании также обсудили вопрос, касающийся системы дошкольного образования. По словам Игоря Васильева, благодаря нацпроекту «Демография» идет большая работа на всех уровнях власти по обеспечению его доступности. В основном новые места создаются путём строительства детских садов с привлечением средств федерального и региональных бюджетов. Вместе с тем, в текущий момент потребность в местах в ясельных группах, детских садах и начальных школах сохраняется.

– Мы понимаем и оцениваем меняющуюся демографическую ситуацию, так называемые демографические волны и спады. В этой связи роль частника, с его достаточной гибкостью, мобильностью при организации дошкольного образования и, при необходимости, его трансформации в начальное и дополнительное образование, в определённой мере важна. Мы должны использовать все возможные пути для полного обеспечения местами в школах и детских садах, создавать оптимальную инфраструктуру, в том числе в малых населённых пунктах, – подчеркнул Игорь Васильев.

Темой для обсуждения на следующем заседании рабочей подгруппы станут федеральные государственные образовательные стандарты.

Пресс-центр Правительства Кировской области
1998—2021 © Правительство Кировской области