Выступление врио Губернатора области И.В. Васильева на пресс-конференции по итогам 2016 года

06.02.2017 

Уважаемые представители средств массовой информации!

Обращаясь к Вам, хочу представить свое видение дальнейших действий регионального Правительства с учетом непростой экономической ситуации в регионе и достаточно сильно меняющихся внешних условий в стране в целом.
Прошедший 2016 год для области, для всей нашей страны оказался крайне непростым. Но в тоже время этот год стал временем новых вызовов и испытаний. Скажу больше, для нас этот период связан с большой работой по внедрению так называемой системы НЭПа: наведению элементарного порядка в регионе.
Начну свое выступление с итогов года и основных параметров областного бюджета.

1. Состояние бюджета
Прежде всего отмечу, что все социальные обязательства по итогам 2016 года выполнены в полном объеме и в срок. При этом целевые показатели по средней заработной плате отдельных категорий работников, повышение заработной платы которых предусмотрено указами Президента Российской Федерации, выполнены по всем категориям.
В 2016 году поступление собственных доходов в областной бюджет составило 27,7 млрд. рублей, исполнение к прогнозируемым показателям сложилось на 95,8 %. Сверх прогнозируемых показателей поступили акцизы на 115,9 млн. рублей. Существенное перевыполнение плана достигнуто по транспортному налогу (118,5 %, на 177,9 млн. рублей). В целом объем поступлений налоговых и неналоговых доходов за 2016 год сложился с ростом на 565,1 млн. рублей к уровню 2015 года.
Вместе с этим на 1 августа 2016 госдолг составлял 27,8 млрд. рублей и область находилась в очень сложной финансовой ситуации. В целях оптимизации структуры государственного долга в декабре 2016 года был привлечен федеральный бюджетный кредит в объеме 14 млрд. рублей, что позволит сэкономить только в текущем году на обслуживании госдолга до 1,5 млрд. рублей. По состоянию на 1 января 2017 госдолг составил 26,2 млрд. рублей или 94,7 % от фактического объема собственных доходов областного бюджета за 2016 год, тем самым обеспечено выполнение соглашения с Министерством финансов Российской Федерации.
В конце прошлого года мы разработали программу по оздоровлению государственных финансов, которая предусматривает два масштабных блока – это повышение доходной наполняемости бюджета и оптимизация расходов по всем направлениям, включая меры по переходу от категорийного к адресному принципу оказания социальной помощи гражданам. Вместе с этим мы активно ищем резервы увеличения собственных доходов областного бюджета и ниже я остановлюсь на некоторых из них.

2. Состояние экономики
Говоря об итогах 2016 года, стоит отметить, что в целом структура экономики региона достаточно стабильна и неподвержена серьезным изменениям даже в долгосрочной перспективе. Наибольший удельный вес традиционно занимают обрабатывающие отрасли промышленности. Основу экономического потенциала региона составляет промышленное производство. Основными отраслями- «локомотивами», «вытягивающими» регион из экономического спада, стали химическая промышленность (индекс физического объема – 103,3 %), металлургия (индекс физического объема – 107,6 %), производство машин и оборудования (индекс физического объема – 114,7 %), производство резиновых и пластмассовых изделий (индекс физического объема – 104,4 %).В целом, индекс промышленного производства за 11 месяцев 2016 года составил 103 %, что несколько выше, чем в среднем по России (100,8 %).
Однако доля государственного сектора и секторов, добавленная стоимость в которых несвязанна с реальным производством, достаточно велика. Так, например, в настоящее время на нее приходится более 40%.Данная картина не может не настораживать. Мы понимаем, что в превалирующей части муниципальных образований основной источник доходов местных бюджетов – это организации системы образования, здравоохранения, структурные подразделения федеральных органов власти, а также местные администрации. Необходимо предпринимать решительные действия в среднесрочной и краткосрочной перспективе, чтобы обеспечить будущее и районам, и субъекту.Именно поэтому еженедельно Правительство области посещает районы Кировской области, анализируя ситуацию на местах. Первоочередное внимание при этом уделяется наведению порядка в лесной отрасли.

3. Лесной комплекс
Политика Правительства Кировской области направлена на создание прозрачной и одновременно эффективной системы государственного управления в сфере лесных отношений.
В этих целях приняты следующие меры:
Во-первых, активизирована правотворческая деятельность, по результатам которой:
- принят Закон Кировской области по организации деятельности пунктов приема и переработки древесины на территории Кировской области, который направлен на предотвращение незаконного оборота древесины;
- приняты распоряжения, направленные на контроль за ходом реализации инвестпроектов. Полномочия по выдаче предписаний о необходимости устранения нарушений инвестпроекта возложены на министерство лесного хозяйства Кировской области, которое одновременно является арендодателем лесных участков для инвесторов;
- принят Закон по внесению изменений в ставки платы для граждан по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, в соответствии с которым прошло расширение категорий граждан и оснований выделения древесины по льготным ценам.
Во-вторых, усилена работа по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране):
- проведены контрольные мероприятия, в результате которых выявлено 303 незаконных рубки лесных насаждений;
- подписан совместный приказ УМВД России по Кировской области, прокуратуры Кировской области и министерства лесного хозяйства Кировской области, который направлен на пресечение и выявление незаконных рубок лесных насаждений и виновных в их совершении лиц, а также предупреждение и пресечение незаконного оборота древесины. В рамках данного приказа впервые организованы проверки пунктов отгрузки древесины железнодорожным транспортом.
В-третьих, приняты меры, направленные на повышение доходов бюджета, в том числе областного:
- проведены аукционы, по результатам которых проданы лесные насаждения общим объемом около 50 тыс. куб. м., поступило платы в бюджеты Российской Федерации на сумму около 30 млн. рублей;
- проведены рабочие группы по погашению задолженности по арендной плате, налогам и сборам, в результате погашено задолженности в сумме более 20 млн. рублей;
- по результатам проведенной претензионной и исковой работы погашена задолженность по арендной плате и неустойке в сумме около 150 млн. рублей. Поступление сумм ущерба в возмещение вреда – около 60 млн. рублей.
В целях повышения прозрачности рынка лесопродукции и исключения различных «теневых» схем, увеличения налоговых поступлений, а самое главное – формирования достоверных индикаторов стоимости продаваемой древесины, - Правительством области с АО «Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа» заключено соглашение о сотрудничестве.

4. Здравоохранение
    Одним из основных направлений по совершенствованию работы Правительства области является система здравоохранения. На мою личную почту через раздел «Письмо главе региона» поступило большое количество обращений от кировчан, которые касались в том числе и медицинского обслуживания.  Мы очень внимательно проанализировали ряд программ, в том числе по скорой помощи, и приняли решение формировать более рациональный подход к ресурсам системы здравоохранения и улучшать качество оказания услуг. В этом году мы намерены провести текущий ремонт медицинских учреждений первого звена и направить на 9% больше средств на финансирование медицины без привлечения дополнительных средств только за счёт более рационального подхода к расходованию средств внутри системы.При этом единственным критерием оценки медицинских услуг является пациент.
Незамедлительно (во второй половине 2016 года) были начаты
и на сегодня проводятся следующие мероприятия:
 1. Тарифы в системе ОМС приведены в соответствие с рекомендациями Министерства здравоохранения РФ и ФФОМС, нецелевые расходы исключены;
 2. Организуется Единая служба скорой медицинской помощи (формирование завершится до 31 августа 2017 года), восстанавливается государственный автопарк КОГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи г. Кирова» (Напомню, что с 2013 года транспортные услуги были переданы на аутсорсинг).
 3. Открываются государственные отделения гемодиализа, так с 1 февраля 2017 начали работать 2 аппарата для проведения гемодиализа в КОГБУЗ «Советская центральная районная больница»;
 4. За 2 месяца (до 15 декабря 2016 года) во всех медицинских организациях, подведомственных министерству здравоохранения Кировской области, внедрена «Система планирования, контроля расходования и пополнения запасов медикаментов и изделий медицинского назначения» (экономия средств на медикаменты составит не менее 10-15 %);
 5. Активно привлекаются пациенты из других регионов РФ. Высокотехнологичную медицинскую помощь в регионе в 2016 году получили 1832 жителя других субъектов Российской Федерации, специализированную медицинскую помощь – 2 239 жителей Российской Федерации. Сумма поступивших средств в бюджет территориального фонда составила
439,2 млн. рублей или на 71,5 % больше, чем в 2015 году.
 Что, в свою очередь, позволило:
 Начать проведение текущих ремонтов (входных групп, регистратур, холлов, приемных покоев) во всех медицинских организациях с использованием «типовых строительных материалов».
Внедрить информационные технологии в медицинские организации.
Планомерно повышать заработную плату медицинских работников, в том числе в целях привлечения на село медицинских кадров.
Улучшить обеспеченность медицинских организаций лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.
Повысить доступность заместительной почечной терапии в регионе путем открытия государственных отделений гемодиализа: с 15 марта 2017 начнет работу отделение гемодиализа в КОГБУЗ «Кировская областная клиническая больница» (будут приобретены 22 аппарата для гемодиализа), в срок до 1 июля 2017 запланировано приобрести еще 4 аппарата для проведения гемодиализа в КОГБУЗ «Вятскополянская центральная районная больница».

5. Сельское хозяйство
Подведу итоги за 2016 год и в такой важной для экономики Кировской области отрасли, как сельское хозяйство. На сегодня в агропромышленном комплексе области действует 300 сельскохозяйственных организаций, 77 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, около 410 крестьянских (фермерских) хозяйств, 161 тыс. личных подсобных хозяйств населения, свыше 400 предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. Основной отраслью агропромышленного комплекса области является молочное животноводство.
Кировская область по продуктивности дойного стада занимает первое место в Приволжском федеральном округе и пятое место в Российской Федерации с надоем 6 тысяч 800 килограммов молока от коровы. По валовому производству молока в сельхозорганизациях область выходит на шестое место в России.
Хочу подчеркнуть, что в Кировской области есть все возможности для необходимого в Российской Федерации производства оборудования для переработки молока в конечный продукт. Речь об этом,в частности, шла 18 января во время визита в Кировскую область директора федерального Фонда развития промышленности Алексея Комиссарова. Обсуждалось, что поддержку Фонда развития промышленности может получить практически любое предприятие, даже небольшое, и, учитывая, что это наша ключевая компетенция, производство оборудования по переработке молока на территории Кировской области может быть вполне успешным.

6. Образование
Что касается образования. В 2016 году нам удалось обеспечить местами в дошкольных образовательных учреждениях детей в возрасте от 3 до 7 лет. Вместе с тем, на фоне роста рождаемости и миграции населения в городскую местность, сохраняется очередность в детские сады для детей до 3 лет. Остро стоит проблема в городе Кирове.Для сокращения очередности в детские сады для детей до 3 лет будет по-прежнему оказываться государственная поддержка частным дошкольным образовательным организациям.
Приоритетом государственной политики в сфере общего образования является создание в школах современных условий обучения, соответствующих федеральным государственным образовательным стандартам. В 2016 году проведен капитальный ремонт 55 зданий и объектов общеобразовательных организаций, в том числе отремонтировано 19 спортивных залов в сельских школах. В муниципальные образования передано 63 школьных автобуса.  Несмотря на непростую ситуацию с бюджетом, удалось построить три школы: в п. Гостовский и п. Колосово Шабалинского района и в мкр. Зиновы города Кирова.
 В 2017 году планируется построить школу в г. Зуевке на 825 мест, а также осуществить ремонт спортивных залов в 13 сельских школах. На эти цели привлечены средства федерального бюджета в размере 389 млн. рублей.
 Гарантированным правом каждого ребенка является право на отдых. В областном бюджете на 2017 год на организацию отдыха детей предусмотрено 245,1 млн. рублей, это на 7,4 млн. рублей больше, чем в 2016 году.  Организованным отдыхом и лечением в санаторно-курортных организациях будет охвачено порядка 63 тысяч детей различных категорий.
С целью повышения эффективности использования государственного имущества и развития инфраструктуры отдыха и оздоровления детей, проводится работа по передаче в аренду имущественных комплексов структурных подразделений КОГУП «Дирекция загородных лагерей». Вырученные средства будут направлены на укрепление материально-технической базы данного предприятия: проведение капитальных и текущих ремонтов других структурных подразделений, приобретение мебели и оборудования.

7. Культура
Что касается культуры, она развивается в регионе с положительной динамикой.
Основным показателем развития библиотечной деятельности является охват населения области библиотечным обслуживанием. Если в 2013 году он составлял 52,7 %, а в 2015 году - 53,4 %, то в 2016 году более 55% кировчан воспользовались услугами библиотек.Увеличивается количество посещений музейных выставок, что говорит о возрастающем интересе жителей к истории региона и страны в целом.
В 2017 году на развитие культуры Кировской области из федерального бюджета планируется привлечь 50 млн рублей. Часть средств будет направлена в муниципальные образования по следующим направлениям: денежное поощрение лучших муниципальных учреждений культуры, находящихся в сельских поселениях, и их работников; комплектование книжных фондов муниципальных библиотек, проведение мероприятий по подключению общедоступных библиотек региона к Интернету и развитие системы библиотечного дела с учётом задачи расширения информационных технологий и оцифровки. Кроме того большая часть средств пойдет на капитальные ремонты культурных учреждений. В соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации Кировской области на капитальный ремонт здания областного государственного бюджетного учреждения культуры «Вятский художественный музей имени Васнецовых» из резервного фонда Президента РФ поступит 11 млн рублей. Соглашение о предоставлении межбюджетного трансферта между Министерством культуры РФ и Правительством Кировской области уже заключено.

8. Спорт
Помимо культурных, Кировская область имеет богатые спортивные традиции. Спортсмены-кировчане – постоянные участники чемпионатов и первенств Приволжского федерального округа и Российской Федерации.
Благодаря природно-климатическим условиям Кировская область располагает необходимым природным потенциалом, благоприятным для развития зимних видов спорта: лыжного спорта, биатлона, конькобежного спорта, хоккея и хоккея с мячом, альпинизма (дисциплина – ледолазание) и других.
В 2011 – 2015 годах в Кирово-Чепецком районе был построен лыжно-биатлонный комплекс «Перекоп». Общая сумма затрат составила 370 763,64 тыс. рублей, в том числе из федерального бюджета 260 000 тыс. рублей и консолидированного бюджета Кировской области 110 763,64 тыс. рублей.
В настоящее время усилия регионального Правительства направлены на устранение выявленных недочетов и выведению комплекса на проектную мощность. Мы ведем активную работу по организации на базе комплекса крупных межрегиональных и всероссийских соревнований. Так, в 2017 году комплекс примет Чемпионат России по триатлону, Чемпионат и первенство России по лыжным гонкам и биатлону (спорт слепых), Первенство России по лыжным гонкам среди спортсменов-любителей, Чемпионат России по лыжным гонкам среди сотрудников ФСБ. В перспективе лыжно-биатлонный комплекс «Перекоп» может стать федеральным центром развития таких видов спорта как лыжные гонки и биатлон.
Все это в сочетании с хорошей спортивной инфраструктурой, развитыми традициями зимних видов спорта и благоприятных климатических условий позволяет рассматривать Кировскую область как центр развития зимних видов спорта. Мы видим перспективу и в дальнейшем развитии спортивной инфраструктуры при поддержке Правительства Российской Федерации, что позволит продолжать готовить спортсменов самого высокого уровня и привлекать крупные международные и всероссийские соревнования.
Кроме того в 2017 году начнется строительство знакового для нашего региона и спортсменов-легкоатлетов строительство легкоатлетического манежа в г. Кирове, который станет центром развития легкой атлетики в Кировской области и активного отдыха населения.
 Одним из масштабных проектов России в области физического воспитания молодежи является Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне». 2017 год является первым годом, когда данный проект будет реализован среди всех возрастных групп населения. Органы местного самоуправления станут организаторами активного вовлечения населения по участию в данном проекте.

9. Год экологии
В конце своего выступления хотел бы отметить, что 2017 год объявлен годом экологии. Это требует со стороны органов власти как областного, так и местного уровня ответственного подхода к решению экологических проблем. Правительством Кировской области проводится системная работа по охране окружающей среды, результатом которой, в том числе, является отсутствие в регионе городов с высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха. При этом по классу качества водных объектов регион в числе трех лучших в федеральном округе.
Одно из самых актуальных и одновременно проблемных направлений – обращение с отходами. По количеству объектов размещения отходов, соответствующих требованиям, область занимает 3 место в ПФО: всего 21 объект. Регион активно работает по ликвидации свалок. На сегодня утверждена территориальная схема обращения с отходами, принимается региональная программа; прорабатываются конкурсные процедуры для выбора регионального оператора обращения с коммунальными отходами.В настоящее время определяются альтернативные земельные участки под размещение нового полигона ТБО для г. Кирова. В ближайшее время начнутся проектно-изыскательские работы.
Кроме того в 2017 году Правительству области дано поручение уделить особое внимание по обеспечению экологической безопасности граждан, а именно увеличить число государственных инспекторов и ввести систему рейдовых осмотров территорий на предмет совершения правонарушений в сфере охраны окружающей среды. Итог работы госинспекторов любой гражданин сможет видеть на электронной карте области.
Что касается охотопользования – известно, что в конце 2016 года был принят областной Закон «О распределении разрешений на добычу охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях между гражданами», позволяющий обеспечить чёткое, ясное, прозрачное и социально приемлемое распределение разрешений на добычу популярных видов охотничьих ресурсов (лось, медведь, кабан). В 2017 году Правительством области будет продолжена эта работа.
Со своей стороны предлагаю в следующем году объединенными усилиями власти, общества и населения в целом сделать Вятский край территорией чистоты и порядка.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Последнее обновление: 07.02.2017 18:48:13