Выступление на публичных слушаниях по проекту бюджета

31 октября 2016

Добрый день, уважаемые коллеги!

Рад приветствовать всех участников публичных слушаний. Сегодня мы рассматриваем проект закона «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов». Можно сказать, что сегодня проходят «нулевые» чтения. Уже почти две недели как проект закона со всеми приложениями выложен в открытом доступе. Поэтому все желающие могли с ним ознакомиться. Кроме того, как обычно подготовлена презентация «Бюджет для граждан», где очень понятно, доступно и прозрачно изложена вся информация.

Тема бюджета касается нас всех, и поэтому я надеюсь на конструктивный социально ответственный диалог. Рассчитываю на предметное взаимодействие.

Экономическая ситуация не радует. Она сложная, поэтому и бюджет непростой, а в отдельных моментах достаточно жесткий. Правительству области приходится принимать непростые бюджетные решения. Но, сразу скажу, что как бы сложно ситуация не складывалась, все социальные обязательства мы выполним.

В прошлый четверг я выступил с бюджетным посланием и озвучил ряд инструментов, в соответствии с которым мы будем действовать. Еще раз обозначу основные подходы по доходам.

Первый блок вопросов связан с повышением вклада лесной отрасли в формирование бюджета, созданием агропромышленного кластера, поддержкой инвестиционной деятельности, развитием промышленных парков, малым бизнесом и начинающими предпринимателями, доходами от управления государственным и муниципальным имуществом.

Так, мы настроены решительно и примем все меры для эффективного использования нашего основного богатства – леса. Значительная часть лесного фонда в настоящее время передана в аренду для реализации приоритетных инвестиционных проектов по освоению лесов на фантастически льготных условиях. Однако иные арендаторы откровенно спекулируют лесом, который не заготавливают и не перерабатывают. Т.е. мы не только не получаем в бюджет доходы в виде арендной платы и налогов, но еще и «провоцируем» лесопользователей скрывать доходы, поскольку они для ведения своей деятельности вынуждены приобретать лес в десятки раз дороже, чем его получили так называемые инвесторы. К примеру, мы по инвестиционному контракту предоставляем лес по 15 рублей за кубометр, а его перепродают, получая доход до 2, 5 тысячи рублей! Оценочные потери в лесозаготовительной отрасли составляют около четырех миллиардов.

Что касается инвестиционной деятельности, то введенная норма о заключении с частными инвесторами инвестиционных договоров о предоставлении налоговой преференции будет способствовать достижению конкретных показателей результативности инвестиционных проектов и обеспечит контроль за их выполнением, что также должно принести бюджетный эффект от реализации проектов.

По промышленным паркам. Средства в создание парков уже вложены, и немалые, но отдачи от них пока практически никакой. Необходимо довести начатое дело до конца, для чего необходимо продолжить работу по привлечению инвесторов, созданию новых производств и новых рабочих мест на территории промышленных парков.

Малый бизнес. Предоставление мер поддержки субъектам малого предпринимательства надо продолжать, но необходимо выработать механизм, при котором меры поддержки оказывались бы, во-первых, только добросовестным налогоплательщикам и, во-вторых, действительно настоящим субъектам малого предпринимательства – не тем, которые созданы «искусственно» путем деления средних, а зачастую и крупных предприятий. Кто будет работать на территории области честно, открыто, добросовестно и демонстрировать рост и развитие бизнеса, того и будем поддерживать.

Для тех, кто решил открыть свой бизнес, будут продолжать действовать «налоговые каникулы» по упрощенной и патентной системам налогообложения. Такая поддержка частных инициатив направлена на то, чтобы обеспечить стартовую площадкудля тех проектов, которые разработаны с учетом реальных потребностей рынка, создавая тем самым в перспективе производственную и налогооблагаемую базу.

Будет продолжена работа, направленная на повышение эффективности налоговых расходов бюджета за счет изменения подходов к предоставлению налоговых преференций и их оптимизации. Кроме того, будем решать довольно острую на сегодняшний день для области проблему налоговой дисциплины, усиливая при этом межведомственное взаимодействие. Здесь же отмечу еще один момент – это разработка пакета мер по «обелению» рынка труда, предусматривающего снижение общей налоговой нагрузки на предприятия, работающие «в белую», и повышение издержек (как налоговых, так и административных) ведения бизнеса «уклонистами»

Следующий момент – это совершенствование системы управления и распоряжения государственным и муниципальным имуществом, которое должно стать резервом для роста финансовых ресурсов области. В настоящее время в Кировской области насчитывается 200 областных бюджетных учреждений, 135 областных казенных учреждений, 103 областных автономных учреждения, 25 государственных унитарных предприятий, 21 акционерное общество с участием области. При этом целесообразность дальнейшего содержания столь значительного числа организаций с областным участием не может не вызывать сомнений, особенно в контексте их экономической эффективности.

Всего несколько примеров. Общий доход (дивиденды) областного бюджета от участия в 19 акционерных обществах по итогам 2015 года составил 27,1 миллиона рублей при их уставном капитале почти в 1,5 миллиарда рублей, из которых вложения Кировской области составляют более 1 миллиарда.

От деятельности 25 областных государственных унитарных предприятий по итогам 2015 года в бюджет поступило 25,5 миллиона рублей, при балансовой стоимости их основных фондов почти в 3 миллиарда.

Что касается расходов, то задача одна, она совершенно четкая и уже не раз озвучена – каждый бюджетный рубль должен быть потрачен максимально эффективно.

Мы определили направления по расходам и надеемся дальше в этих направлениях двигаться. План следующий.

Структурные преобразования органов власти и проведение эффективной оптимизации бюджетной сети.

Обеспечение всех социальных гарантий жителям области. Я уже отметил в бюджетном послании, что в приоритете – человек, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО нуждающийся в социальной помощи! Главный критерий в нашей работе – удовлетворенность его потребностей.

Следующий пункт – выявление псевдонеработающих граждан. Ни для кого не секрет, что имеют место случаи, когда официальный безработный трудится не совсем легально, получая зарплату «в конверте». Получается, что бюджет «наказан» дважды: мы оплачиваем страховые взносы как за безработного, и предприятие, выплачивающее «нелегальную зарплату» не платит налоги. Данный вопрос требует серьезной работы.

Приоритетным направлением поддержки производства остается поддержка агропромышленного комплекса.

Повышение эффективности предоставления субсидий юридическим лицам. Процесс распределения, получения и эффективного применения субсидий мы возьмем под особый контроль.

Что касается взаимоотношений с органами местного самоуправления, то здесь наш подход таков. Помогать будем тем, кто сам занимается развитием своей территории. Оценим работу и персонально спросим с глав муниципальных образований.

В завершение отмечу, что бюджет сформирован, и все предложения по увеличению расходов должны сопровождаться предложениями по источникам их финансирования.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Последнее обновление: 01.11.2016 15:27:19