Бюджетное послание Губернатора Кировской области

БЮДЖЕТНОЕ ПОСЛАНИЕ ГУБЕРНАТОРА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2017 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2018 И 2019 ГОДОВ

Уважаемые депутаты!

Начну с цитаты: «Несмотря на все сложности... мы вновь вошли в список из 23 регионов с высоким качеством управления региональными финансами…

…Проведена оценка качества управления региональными финансами, и по результатам года нашей области присвоена первая степень качества…

Считаю, что и в дальнейшем мы сохраним лидирующие позиции в «минфиновском» рейтинге…

По всем показателям… рейтинговые значения нашего региона превышают среднероссийские показатели…

…Центром прикладной экономики по заказу электронного журнала «Госменеджмент» подведены итоги второго этапа рейтинга субъектов Российской Федерации по уровню открытости бюджетных данных… Мы вплотную приблизились к десятке лучших…

Все это свидетельствует о том, что мы ведем ответственную долговую политику, нацеленную на обеспечение сбалансированности областного бюджета, поэтапное снижение дефицита областного бюджета и государственного долга Кировской области».

Подобных цитат, рисующих воздушные замки со ссылкой на загадочных экспертов, в бюджетных посланиях последних лет немало. А теперь давайте спустимся на землю и назовем вещи своими именами. Скажем прямо, текущая экономическая ситуация в регионе тяжелая. Государственный долг имеет предельное значение и равняется почти 27 миллиардам рублей! Причем только за последние три года – с 2014-го – госдолг вырос на 10 миллиардов!

С 2013-го по 2015-й годы Кировская область нарушила финансовую дисциплину по бюджетным кредитам на 14 миллиардов рублей! 4 миллиарда мы вернули, необходимо в кратчайшие сроки вернуть еще 10 миллиардов. Их необходимо заместить коммерческими кредитами, обеспечение которых обойдется примерно в 3 миллиарда. К этому прибавьте, что в текущем году прогнозируется недополучение доходов в объеме примерно 2, 5 миллиарда рублей, спровоцированное отсутствием перечисления налога от крупнейшего в 2015 году налогоплательщика – Кирово-Чепецкого химического комбината.

Чтобы отдать все долги и выйти «в ноль», например, с ежегодным темпом роста экономики в 10%, нам понадобится не менее 10 лет! И в течение всех 10 лет каждому отраслевику на каждом совещании придется предельно конкретно и точно говорить об истинном положении дел.

Путь из нашей долговой ямы усыпан даже не острыми шипами, а ржавыми гвоздями и битым стеклом. Снижается платежеспособность хозяйствующих субъектов. На 1 июля 2016 года кредиторская задолженность крупных и средних организаций составила более 63 миллиардов рублей и превысила дебиторскую задолженность на 38%.

В предстоящем трехлетнем цикле прогнозируется существенное замедление темпов роста фонда оплаты труда и прибыли предприятий, а это поступления из самых крупных источников доходов регионального бюджета – налог на доходы физических лиц и налог на прибыль организаций.

Негативные внешние воздействия вкупе с внутренними проблемами создают для области серьезные экономические риски. Достичь стабильности функционирования областной финансовой системы можно лишь при максимальном увеличении собственных доходов бюджета, предельном повышении эффективности расходов и жестком контроле выплаты государственного долга. Причем увеличение доходов должно быть достигнуто не за счет роста налоговой нагрузки на производственную сферу, а за счет вовлечения в оборот дополнительных ресурсов.

Опорные точки по доходам всем известны: лесные ресурсы, создание агропромышленного кластера, поддержка инвестиционной деятельности, промышленные парки, малый бизнес, начинающие предприниматели, налоговые льготы, устранение задолженности по платежам в бюджет, доходы от управления государственным и муниципальным имуществом.

Расшифрую каждую из девяти позиций.

Во-первых, лесной фонд. Значительная его часть в настоящее время передана в аренду для реализации приоритетных инвестиционных проектов по освоению лесов на фантастически льготных условиях. Однако иные арендаторы откровенно спекулируют лесом, который не заготавливают и не перерабатывают. А на аукционы на право заключения договора аренды выходят претенденты, имеющие задолженность по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации, не имеющие трудовых и материальных ресурсов для проведения работ по заготовке древесины и ее переработке. Недаром, выезжая в районы области, мы не раз слышали обоснованные претензии по этому поводу со стороны местных предпринимателей, занимающихся лесопереработкой.

Т.е. мы не только не получаем в бюджет доходы в виде арендной платы и налогов, но еще и «провоцируем» лесопользователей скрывать доходы, поскольку они для ведения своей деятельности вынуждены приобретать лес в десятки раз дороже, чем его получили так называемые инвесторы. К примеру, мы по инвестиционному контракту предоставляем лес по 15 рублей за кубометр, а его перепродают, получая доход до 2, 5 тысячи рублей! Оценочные потери в лесозаготовительной отрасли составляют около четырех миллиардов.

Вывод: необходимо продолжить практику проведения проверочных мероприятий как по исполнению приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, так и по исполнению договоров аренды лесных участков, полученных по результатам аукционов. По итогам проверок будут приниматься решения по дальнейшему исполнению или расторжению договоров. В результате всего комплекса мероприятий мы получим и новое производство, и вновь созданные рабочие места, и адекватные платежи от лесной отрасли.

Будет внедрять систему договоров, в которых должны быть четко прописаны параметры контроля исполнения и иные обязательные требования, включая официальную заработную плату.

Обратите внимание: если официальную зарплату мы сегодня поднимем всего на 1 тысячу рублей, дополнительно получим в областной бюджет доход на 1 миллиард! А если учесть НДФЛ тех, кто получает зарплату в конвертах, «черных лесорубов» и иных подобных категорий, цифра вырастет в несколько раз!

Замечено, что по окончанию лесозаготовительного сезона дорогие иномарки приобретают люди, официально нигде не трудоустроенные. А ведь за этих людей областной бюджет несет финансовое бремя в виде расходов на Фонд обязательного социального страхования. Между прочим, годовой объем бюджетных ассигнований на ФОМС неработающего населения составляет более 5 миллиардов рублей.

Вторая позиция. Сельское хозяйство. Это создание агропромышленного кластера с местным производством, переработкой и получением добавленной стоимости, а также размещением в нашей области заказов на производство оборудования для сельскохозяйственных предприятий. Иными словами, в сложившихся экономических условиях и в контексте программы импортозамещения наше машиностроение получит дополнительные заказы.

Нельзя не отметить успехи, которых достигла сельскохозяйственная отрасль к настоящему моменту. Например, по надою молока на корову в сельхозорганизациях среди регионов России в 2015 году Кировская область занимает – 5 место. Отмечается положительная динамика в свиноводстве: к уровню 2015 года поголовье увеличилось на 9%, производство свинины – на 7%. Численность птицы на птицефабриках к уровню прошлого года возросла на 8%. Оборот отраслевых организаций по производству пищевых продуктов увеличился на 7% и составил 24 миллиарда рублей.

Мы продолжим оказывать поддержку фермерам, инвесторам, помогающим развивать натуральное и товарное производство, будем создавать программы по консолидации земельных участков для тех, кто заинтересован в их обработке. А сохранение существующих госпрограмм в размере до 1, 5 миллиарда рублей, не смотря на сложную бюджетную ситуацию, уверен, позволит получить доход и окупится сторицей.

Третье. Поддержка инвестиционной деятельности. В действующие законы области «О налоге на имущество организаций в Кировской области» и «О пониженной налоговой ставке налога на прибыль организаций» внесены существенные изменения в части стимулирования инвестиционной деятельности.

Введенная норма о заключении с частными инвесторами инвестиционных договоров о предоставлении налоговой преференции будет способствовать достижению конкретных показателей результативности инвестиционных проектов и обеспечит контроль за их выполнением, что также должно принести бюджетный эффект от реализации проектов.

Формирование в регионепривлекательного инвестиционного климата – это и создание условий для возвращения областных компаний, перерегистрировавшихся в других регионах. Кроме того, инвесторы никогда не придут к нам, если не поверят в нашу заинтересованность и гарантии, не увидят прозрачность экономических схем, незыблемость законов и других инвесторов, уже оформивших долгосрочные договора о сотрудничестве. Для этого внедряем так называемый проектный подход. По отраслям правительством ставится не обобщенная задача, а уложенная в жесткие строгие рамки проекта – детализированные, структурированные по целям и задачам, с персональным руководством, с едиными для всех, включая губернатора и его заместителей.

Четвертое. Промышленные парки. Саму идею создания промышленных парков поддерживаю. Но то, что мы видимсегодня, не устраивает ни меня, ни вас. Средства в создание парков уже вложены, и немалые, но отдачи от них пока практически никакой. Необходимо довести начатое дело до конца, для чего необходимо продолжить работу по привлечению инвесторов, созданию новых производств и новых рабочих мест на территории промышленных парков.

Пятое. Малый бизнес. Для субъектов малого предпринимательства наряду с оказанием прямых мер государственной поддержки установлены специальные налоговые режимы (более льготное налогообложение). Однако в этой сфере сегодня допускается очень много нарушений законодательства, в том числе налогового и трудового. Нужен механизм, при котором поддержка будет оказывать только добросовестным налогоплательщикам и настоящим субъектам малого предпринимательства, а не тем, что искусственно созданы путем деления средних и даже крупных предприятий. Кто будет работать честно, открыто, добросовестно, демонстрировать рост и развитие бизнеса, того и поддержим.

Шестое. Начинающие предприниматели. Для решивших открыть свой бизнес по-прежнему действуют «налоговые каникулы» по упрощенной и патентной системам налогообложения. Это стартовая площадка для проектов, разработанных с учетом реальных потребностей рынка, а в перспективе ­– новая производственная и налогооблагаемая база.

Примечательно: за первые полгода действия закона нулевой ставкой по патентной системе налогообложения воспользовались лишь 124 предпринимателя, что свидетельствует о нежелании выходить «из тени». Я дал поручение провести в следующем году анализ действия патентной системы, в том числе в сравнении с другими субъектами Российской Федерации, и подготовить предложения по изменению законодательства. Эти предложения в свое время будут вынесены на ваше рассмотрение.

Седьмое. Налоговые льготы. Речь о повышении эффективности налоговых расходов бюджета за счет изменения подходов к предоставлению налоговых преференций и их оптимизации. Льготы на развитие производственного потенциала будут сохранены. Подкорректируем поиск оптимальной формы поддержки отраслей экономики, а вот льготы в сфере потребления и невостребованные льготы отменим. Было бы правильно отказаться и от установления для большинства категорий налогоплательщиков «нулевых» ставок по налогам.

Льготы, предоставляемые физическим лицам, должны пересматриваться по принципу нуждаемости. Для малоимущих и социально незащищенных категорий граждан их надо сохранить. В случае с льготами на предметы роскоши (например, на дорогие автомобили) никаких послаблений вообще не должно быть, а ставки логично поднять. Имеет смысл вновь вернуться к вопросу ставок транспортного налога.

Восьмое. Не снижающаяся задолженность по платежам в бюджет и острая проблема налоговой дисциплины. Тревожит рост задолженности по налогу на доходы физических лиц, который отдельными организациями и индивидуальными предпринимателями удерживается из заработной платы работников, но в бюджет не перечисляется. Это замаскированная кража из кармана вятчан и государства. Необходимо усилить межведомственное взаимодействие, в том числе федеральных и иных структур, по ужесточению отношения к подобным хозяйствующим субъектам.

Помимо задолженности по налогу особое внимание необходимо уделить вопросу «обеления» рынка труда. Так, по данным Управления федеральной налоговой службы по Кировской области, в 2015 году заработную плату ниже прожиточного минимума выплачивали 15 тысяч работодателей, количество физических лиц с заработной платой ниже прожиточного минимума составило 154 тысячи. Меры к работодателям по выводу «из тени» хотя бы 5 000 рублей «конвертной» заработной платы должны дать эффект в виде дополнительных поступлений в бюджет более 1 миллиарда рублей.

И, наконец, девятое. Доходы от управления государственным и муниципальным имуществом. Успешное решение задачи по его эффективному управлению открывает резерв для роста финансовых ресурсов области. Чтоб принимать решения, необходим анализ всех активов, инвентаризация имущества и земельных участков, находящихся на балансе государственных учреждений, на предмет использования для их основной деятельности.

В настоящее время в Кировской области насчитывается 200 областных бюджетных учреждений, 135 областных казенных учреждений, 103 областных автономных учреждения, 25 государственных унитарных предприятий, 21 акционерное общество с участием области.

При этом целесообразность дальнейшего содержания столь значительного числа организаций с областным участием не может не вызывать сомнений, особенно в контексте их экономической эффективности.

Всего несколько примеров. Общий доход (дивиденды) областного бюджета от участия в 19 акционерных обществах по итогам 2015 года составил 27,1 миллиона рублей при их уставном капитале почти в 1,5 миллиарда рублей, из которых вложения Кировской области составляют более 1 миллиарда.

От деятельности 25 областных государственных унитарных предприятий по итогам 2015 года в бюджет поступило 25,5 миллиона рублей, при балансовой стоимости их основных фондов почти в 3 миллиарда.

Столь низкие показатели доходности данных организаций для областного бюджета при столь значительном объеме закрепленного имущества говорит о неэффективности управления данными организациями и необходимости проведения системных изменений, направленных на улучшение финансово-экономических результатов их деятельности.

Теперь о расходах. Подход очевиден: тщательный анализ обоснованности, исключение заведомо неэффективных трат, выявление резервов и перераспределение в пользу приоритетных направлений и проектов. Позиции такие.

Первая. Исключение нерезультативных расходов через структурные преобразования органов власти и проведение эффективной оптимизации бюджетной сети (пересмотр планов в режиме экономии).

Т.к. основная часть расходов приходится на социальную сферу, ориентируемся на механизмы, позволяющие расходовать средства максимально эффективно. При этом в приоритете – человек, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО нуждающийся в социальной помощи! Удовлетворенность его потребностей – главный критерий в нашей работе. Поручаю правительству области взять этот вопрос на особый контроль. Повторяю, времена отчетного имитирования работы закончились. Только РЕАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ – только РЕАЛЬНО НУЖДАЮЩИМСЯ!

Оптимизацию сети учреждений нужно проводить с учетом доступности для населения государственных услуг в сферах здравоохранения, образования, культуры и социального обслуживания.

Краеугольный камень, например, учреждений медицины – укомплектованность квалифицированными кадрами. Проектный подход в строго прописанном перечне услуг, которые оказываются на местах, в райцентре, областных учреждениях. Выстраиваем оптимальную модель без фантазий, нацеливаем на ее осуществление коллективы, жестко контролируем сроки и качество исполнения. Нельзя экономить на доступности и качестве услуг – только на организации процесса их оказания.

Корректировка штатных расписаний учреждений снижает расходы на оплату труда административно-управленческого и вспомогательного персонала. Аутсорсинг избавляет от содержания на балансе непрофильных активов. При этом недопустимо смешивать передачу на аутсорсинг услуги по уборке помещений и скорую помощь с гемодиализом.

Разумно создание в области единой системы скорой помощи, где будет возможность контролировать качество оказания услуг, их доступность не только в областном центре, а во всех районах без исключения. Т.е. главный приоритет – удовлетворенность граждан, в данном случае медицинскими услугами.

Вторая позиция. Обеспечение жителям области всех социальных гарантий с учетом категорийности и адресности. В приоритете – адресная помощь. Но без перехода от категорийности к адресности этот вопрос не решить. Мы его детально прорабатываем, соответствующие законопроекты вынесем на ваше рассмотрение. Надеюсь, выстроим хороший рабочий диалог.

Третье. Я уже затрагивал тему бюджетных ассигнованиях на обязательное медицинское страхование в контексте зарплат в конвертах. Повторю, что годовой объем бюджетных ассигнований на обязательное медицинское страхование неработающего населения составляет более 5 миллиардов рублей, а это одна девятая часть всех расходов бюджета. Причем бюджет «наказан» дважды: мы оплачиваем страховые взносы за безработного, а предприятие, производящее расчет «нелегальной зарплатой», не платит налоги. Формально-арифметическое уточнение списков неработающих недостаточно. Нужна отлаженная совместная работа органов государственной власти и органов местного самоуправления по выявлению «мертвых душ».

Все поставленные цели можно достичь при рациональном использовании имеющихся средств обязательного медицинского страхования и областного бюджета и их справедливом распределении.

Предстоит большая работа по организации работы системы планирования и обеспечения медикаментами и изделиями медицинского назначения на базе медицинской информационной системы. Необходимо сформировать единый принцип организации работы поликлиник, настало время повсеместно распространить современные технологии, которые уже успели хорошо зарекомендовать себя. Актуален вопрос о приведении учреждений здравоохранения в надлежащий вид – текущие и капитальные ремонты должны быть на регулярной основе.

Четвертое. Конечно, наш бюджет «бюджетом развития» назвать сложно, но деньги на поддержку производства выделяются. В числе приоритетов, как я уже сказал, остается поддержка агропромышленного комплекса. Изменившаяся конъюнктура рынка, вопросы импортозамещения потребуют расходов на поддержку агропромышленного комплекса с сохранением преемственности реализуемых мер господдержки. И при принятии решений о государственной поддержке должны быть использованы в том числе нефинансовые меры – организационная, правовая и информационная поддержка.

Чтобы повысить эффективность субсидий юридическим лицам, процесс распределения, получения и применения мы возьмем под особый контроль. С 2017 года в этом направлении вводится ряд новаций. Обязательным условием станет заключение договора, устанавливающего показатели результативности и эффективности использования субсидий. Контроль за соблюдением показателей налагает меры ответственности за их невыполнение. При предоставлении в областном министерстве финансов субсидий юридическим лицам на финансовое обеспечение затрат будут открыты соответствующие лицевые счета, а деньги дадут под фактическую потребность.

О взаимодействии с органами местного самоуправления скажу так: помогать будем тем, кто сам занимается развитием своей территории. В стадии разработки критерии оценки работы, предусматривающие персональную ответственность глав муниципальных образований.

Перечисленные направления в повышении эффективности расходования средств областного бюджета не новы, а скорее, традиционны, как стандартные медицинские схемы лечения. Но это реальная надежда на выздоровление экономики и одновременно движение вперед по дороге, на которой каждый последующий шаг определяется предыдущим.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Последнее обновление: 03.11.2016 13:40:55